Найти тему
Кочерга

Полоцкий матриархат в XII веке

Оглавление

Шло лето 1968 года, рыбак без толку закидывал удочку, стоя на песчаной отмели и вдруг по ногами, на небольшой глубине он увидел кругляш и выловил его. Поднятый предмет был похож на монету. Уже к вечеру эту находку рассматривал весь коллектив местного краеведческого музея, а через несколько дней, когда вещь попала в Новгородский музей, стало понятно - в руках у исследователей уникальная вислая женская печать (булла) XII века.

Печать с  текстом:  "Г/оспод/и помози рабе своей Евфросини нарицаемои"
Печать с текстом: "Г/оспод/и помози рабе своей Евфросини нарицаемои"

Да, княгиня Ольга не была единственной женщиной в раннем средневековье, которая правила и имела политический вес.

Советские ученые еще в середине шестидесятых годов совершили ряд находок, позволивших сделать вывод о нетипичном для русских княжеств периоде времени, когда землями управляли женщины.

Почему печати так важны

Сама по себе печать означало то, что ее владелец (или владелица) имеют право ставить ее, подписывая важные документы. Просто так мужья своим женам печати не делали, а как вы помните из истории, часто мы не знаем даже имен княгинь. Летописцы не считали нужным их писать, в лучшем случае обозначали их Михайлова или Ярославна (т.е. Михайловна или Ярославовна по-современному), им давали отчество по отцу или мужу - и того довольно! То есть сам факт появления женских печатей уже говорит о том, что эти женщины принимали непосредственное участие в управление делами княжества.
"Женские" вислые печати(буллы), которые были найдены, прикреплялись к документам на веревке. Таким образом светские или духовные правители подписывали особо важные документы.

Кто эти женщины?

На минутку нырнем в хронологию правления. В Полоцке в начале XII века. в 1129 году почти все мужчины-Рюриковичи, принадлежащие к полоцкой княжеской ветви, в наказание были выдворены за пределы Руси в Византию. Остались только женщины. Евфросиния (Ефросинья, Евпраксея, Параскева, до монашества Предислава) была дочерью князя Святослава Всеславича, но самовольно ушла в монахини, основала два монастыря, построила несколько церквей и вошла в историю как невероятно деятельная женщина, хорошо образованная и властная правительница. Вероятнее всего именно она правила Полоцком в промежуток между 1129 и 1932 годами, притом уже будучи монахиней! (а родилась она примерно в 1100-1104 годах). В 1932 киевский князь назначил править в Полоцке брата Евфросинии - Василько Святославича, при котором роль авторитетной сестры нисколько не упала.

печать Евфросинии с изображением библейского сюжета.
печать Евфросинии с изображением библейского сюжета.

Но Ефрасинья, судя по всему, была не новатором в деле госуправления. Потому что встречаются в музеях печати, с изображением Георгия и Софии (светское имя Святослава- отца Евфросинии - Георгий). То ест мать монахини Евфросинии была не просто княгиней, а соправительницей мужа, раз она наравне с супругом присутствовала на княжеской печати.

оттиск печати Георгия и Софии. XII век
оттиск печати Георгия и Софии. XII век

А также историкам известны вислые печати Христины, жены новгородского князя Федора (Мстислава Владимировича), которая была дочерью шведского короля и вела активную деятельность, строила церкви, покровительствовала горожанам, за что была любима и уважаема обществом.

Кстати критикуемая версия "полоцкого матриархата" Валерия Янина, сложившаяся в советские годы, неожиданно получила еще одно подтверждение в 2015 году. Археологи проводили раскопки рядом со Спасской церковью в Спасо-Ефросиньевском монастыре и нашли там еще одну женскую печать с текстом: «Господи, помоги рабе своей Афрасинии». И как предполагают ученые, это уже другая Ефросиния, которая жила лет на 70 позже первой.

печать с текстом: «Господи, помоги рабе своей Афрасинии»
печать с текстом: «Господи, помоги рабе своей Афрасинии»

До пострига в монахини (не добровольного) ее звали Евфросинией Галицкой, она была матерю князя Галицко-Волынского Даниила Романовича и даже после пострига занималась политическими делами и помогала сыну в государственных делах.

Получается что Псковское княжество и прогрессивные Новгородцы давали возможность женщинам править и спокойно относились к власти слабого пола. Интересно, что этот период "матриархата" начался и закончился в XII веке. Скорее всего это связано с усилением церковного давления на государство. Церковники всех конфессий жещнин во власти недолюбливали и стремились к патриархальной модели правления. Вероятно и до XII века эпизодически женщины брали в свои руки бразды правления, но не сохранилось письменных и физических доказательств этого факта, а вислые печати, которые подтверждают властные полномочия пришли из Византии с принятием христианства.