Для тех, кто уже прочитал Часть 1 моей публикации на эту тему, хочу сразу внести корректировку. Там я вскользь упомянула о заданиях по Чтению и Грамматике, сказав, что они не сильно отличаются в ЕГЭ и САЕ. Что основное отличие только в переменках и уровне. Но я не затронула одно очень важное отличие. На ЕГЭ ребенок должен заполнять бланк с ответами гелевой ручкой. Хорошо, если она не мажет и если он уже успел к ней привыкнуть. Но в любом случае, вспомните, как мы обычно заполняем бланки. Особенно если они цветные и особенно, если у вас только 1 экземпляр! Дрожащей рукой, так, что почерк не узнать, и непременно с ошибкой, опиской, опечаткой, итп. Чем важнее бумажка, тем нам страшнее и тем больше мы наляпываем. Конечно, детям дается право на 3 ошибки, но это целая процедура по оформлению их исправлений. А время крайне дорого. Знаю об этом не понаслышке. Сама была педагогом организатором на ЕГЭ. Что касается САЕ, FCE и прочих Кембриджских экзаменов, там выдается карандаш и ластик. И все. Никаких ручек, мазни, зачеркиваний и исправлений. Это колоссальное облегчение работы. Даже если ты не уверен, можно дать временный ответ и вернуться к вопросу позже (если конечно успеешь).
Теперь сравним устную часть экзаменов.
Плюсы ЕГЭ:
1) Задание 1 и 2 – довольно легкие. Читать дети к 11 классу уже умеют. Вопросы задавать тоже. Может возникнуть единственная проблема - с произношением каких-нибудь названий.
2) Дается время на подготовку, на сбор мыслей в голове. 1,5 минуты конечно не много. Но они есть.
Плюсы САЕ:
1) В задании на сравнение 2 фотографий дается ТРИ фотографии. Все-таки легче говорить, когда есть из чего выбрать. Вполне может случиться, что по одной из них тебе ну совершенно нечего сказать. Может ты вообще забыл, как называется то, о чем надо говорить.
2) Одно из заданий, содержащее проблему для обсуждения, сразу предоставляет тебе аргументы, которые можно и нужно обсуждать. Это избавляет от лишних раздумий. Твоя задача – просто показать, насколько ты владеешь языком, чтобы по ним высказаться. Этих аргументов дано много, аж целых 5. Есть из чего выбрать, даже если по каким-то из них нечего сказать.
3) Ты на собеседовании не один. Если вдруг у тебя ступор (а от волнения всякое бывает), твой собеседник может пока высказать свое мнение, а дальше уже подключаешься и добавляешь, либо опровергаешь. Создается атмосфера непринужденного общения.
4) Очень и очень огромный плюс это то, что ты можешь говорить, пока тебя не остановят. Это прям плюсище, который перевешивает все минусы. Ты просто говоришь, что приходит в голову. Главное не останавливаться и успеть показать, какими замечательными сложными грамматическими конструкциями ты владеешь. Тебя могут остановить в любой момент и ты счастлив, что это случилось.
На ЕГЭ у детей есть не более 2 минут. Если за это время они не успеют высказаться хотя бы по одному пункту данного им плана, у них снимут баллы. То есть дети должны показать не только уровень владения языком, но еще и поразительное чувство времени! Каждый их монолог должен быть выстроен по четкому плану. Надо успеть уложиться в 2 минуты. И при этом не особо спешить, т.к. если ты использовал только половину своего времени, то дальше на записи будет пустота. И не будет возможности как-то еще дополнить недосказанное по первому пункту плана. Ведь монолог уже логически завершен.
Готовя учеников к ЕГЭ, приходится тратить уйму времени на развитие у них чувства времени (time-management) и привыкание к формату экзамена. А ведь это время можно было бы проводить с большей пользой, продолжая погружаться в язык.
Но выбора у нас нет. Точнее он есть. Пока. Пока ЕГЭ по английскому не сделали обязательным для всех. Отличнику подготовиться к формату экзамена хоть и сложно, но реально. А что будут делать те, у кого по языку «3»? При таких строгостях формата, где владение языком уже отодвигается на второй план, как они смогут себя показать? Введение этого экзамена только перекроет детям дорогу в ВУЗ, где может английский и не нужен вовсе, но недобор баллов сыграет свою судьбоносную роль…
Продолжение следует
Если вам интересно, пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Будем обсуждать вопросы о детях, школах, уроках и, конечно, английском!
Оригинал статьи находится на моем сайте english-good.ru
Читайте также мои статьи:
ЕГЭ по английскому или Кембриджский экзамен. Часть 1