Были сегодня в Соборной палате и слушали с Колей «Реквием» Моцарта. Коля норовил заснуть, а я ему мешала , но попутно вспомнила интересную историю.
Не помню, когда я услышала первый раз «Реквием» целиком, не думаю, что это было прям в раннем детстве, но вот часть Lacrimosa я точно слышала много раз, да и кто ее не знает! Самое «пропиаренная» музыка.
А позже, лет в 20 я услышала, что есть такая группа Lacrimosa, да еще это все совпало с моим увлечением немецким… Не могу сказать, что прям фанатела, но слушала определенный период точно. Но привлекло меня к группе однозначно название, потому что оно было связано с Моцартом и реквиемом.
Основатель Тило Вольфф признавался, что любил слушать Моцарта и назвал свою группу по названию части «Lacrimosa» («Lacrimosa dies illa» — «полон слез тот день»). Вот так сплелись для меня классика и готика.
История создания реквиема окутана тайнами. Часть из них опять же выдумки, для придания определенной ценности.
В июле 1791 года Моцарт получил необычный заказ: к нему в дом пришел неизвестный посланник в чёрном, и на условиях секретности сделал заказ на заупокойную мессу — «Реквием». Моцарт согласился на работу, и получил аванс, по разным сведениям, 50 или 100 дукатов. Столько же Моцарт должен был получить по окончании работы.
Дальше фантазии на тему, благодаря литературе: что реквием заказал Сальери, Моцарта отравили, что композитор чувствовал приближение смерти и говорил, что реквием пишет для себя и т. д. Ну вот это все не так. Ничего такого на самом деле не было.
Как выяснилось позже, реквием был заказан графом Францем фон Вальзеггом для исполнения в память о своей супруге, Анне фон Фламберг, умершей в феврале 1791 года. А к Моцарту приходил управляющий графа Лойтгеб.
Граф был любителем музыки, и сам играл на флейте и на виолончели, но т. к. не обладал достаточными талантами композитора, часто заказывал анонимно произведения у разных композиторов, переписывал их потом своей рукой и выдавал за свои. При первом исполнении «Реквиема» Вальзеггом 14 декабря 1793 года на партитуре было указано: «Реквием сочинения графа фон Вальзегга»!
Да и идея о том, что Моцарт чувствовал приближение смерти вряд ли правда. Дело в том, что нигде больше эта информация не подтвердилась, а жена композитора могла распространять такие слухи специально.
В реквиеме 12 частей, но произведение не было закончено, и разные композиторы заканчивали партитуру уже после смерти Моцарта.
Так вот, возвращаясь к Lacrimosa - Моцарт написал только первые 8 тактов, остальное дописывал его ученик Зюсмайер!
Нельзя сказать, что вот все до Lacrimosa - Моцарт, далее вариации на тему. Сохранились наброски, черновики, даже в первых частях что-то было завершено Зюсмайером, что-то Эйблером. В общем, это такое коллективное творчество.
Но меня больше всего поражает не это, а то, насколько сильное произведение! До сих пор до мурашек, особенно часть Lacrimosa.