Продолжаем путешествие во времени при помощи популярных в советское время диафильмов. Сегодня будем смотреть диафильм, который был выпущен в 1974 году и называется он "Как стать старожилом Душанбе".
Диафильм покажется сегодняшним зрителям немного странным, потому что в самом диафильме нет текста. Это так называемый видовой диафильм. На самом деле это обычное слайд шоу из фотографий.
Над диафильмом " Как стать старожилом Душанбе" работали три человека: автор Б. Пшеничный, редактор Т. Семибратова и самый главный сотрудник, без которого этот диафильм не состоялся, это фотограф Л. Еллинская. Вот работы фотографа и составляют 99,9% сам диафильм. На качество фотографий не обращаем внимания, все таки время оставляет свои следы на пленке, да и качество самих фотографий в 1974 году было на среднем уровне. И так, поехали в Душанбе.
Начало. Желающие стать старожилами Душанбе прибывают воздушным путем. Непонятно почему большинство из них в желтых одеждах.
Так и железнодорожным транспортом. Когда я увидел открытые окна в вагонах, я вспомнил какая невероятная духота стоит в железнодорожных вагонах, когда на улице за +30. Открытые окна не помогают.
Обычная автомобильная пробка в Душанбе образца 1974 года. Третий справа мой любимый автобус КАВЗ, а рядом ярко-красный ПАЗик. Их собирали в закрытом городе Чкаловск («Ленинабад-30»). Там производство автобусов началось с 1953 года.
Обычное душанбинское утро. На заднем плане информационный щит местного ГАИ.
Немного странная фотография. То ли старое дерево, то ли нога старого душанбинского слона. Фотограф этого диафильма не особо замудрялась с ракурсом фотографий.
Памятник общевойсковой эмблеме на петлички военнослужащего Советской Армии. Я бы назвал это памятник всем дембелям.
Первые цифры на номере ГАЗ-24 - 01... Значит фото сделано у республиканского горкома КПСС. В Средней Азии партийные бонзы предпочитали белый цвет служебных "Волг", машина меньше нагревалась на солнце.
Фото можно назвать " Четыре фонаря. Аптека и газон вечером".
Ну куда в Средней Азии без фонтанов. Никуда, поэтому и в этом диафильме он присутствует, на заднем плане проезжает белая и уважаемая "Волга".
Как я понимаю на фото Вечный Огонь. Очень понравилось стилистика памятника. Интересно, сохранился он сейчас или нет.
Душанбинский Ленин с протянутой рукой. Здесь он почему не указывает пальцем в счастливое коммунистическое будущее. Вообще у него жест покупателя, который торгуется с продавцом на Восточном базаре.
Очень очень много хлопка. Так много, что лучше перестать смотреть на этот слайд и перейти к другому. Потому что хлопок все подвозят и уже кажется что он завалит зрителя диафильма.
А это уже обработанный хлопок. Работница комбината в бессилии опустила руку - эта бесконечная лента не остановится никогда, конца ей не видно, а до конца смены еще 7 с половиной часов. Да еще плов на обед дома забыла.
Почти психоделические узоры...
Сгусток механизмов и эпицентр триумфа машин и станков. Как бы намек человеку...
Зинда Бод! В 90-х наверное сменили надписи на Зинда Bond! и Зинда Marlboro!
Пока безмятежный Душанбе. Обратите внимание - все деревья побелены и вообще очень чисто на улицах.
Здесь фотограф запечатлен красные цветы и...
две ветки душанбинского дерева. Так сказать для истории и отчета расходования финансовых средств в командировке в Душанбе.
Еще немного психоделии... На самом деле это фрагмент узора...
который рождается в умелых руках этих мастериц таджикских ковров. А хороший ковер из Душанбе рождается только с улыбкой.
Если бы я был диктатором, то я бы заказал себе мундир именно такой: золото на черном. Без всяких там бусинок.
Великолепие лепнины, ажурных стен и потолка из мозаики. Захватывающе конечно, но зачем так заваливать фотографию не понимаю.
Аксакал учит уму-разуму молодое поколение. Толстый справа с чем то не согласен.
Душанбе тянется вверх. Окна как во Франции в пол и из алюминия.
Глухие окна для климата с температурой воздуха за +35+40 С - гениальное решение. Архитектор похоже просто ненавидит людей.
Опять фотограф завалила горизонт делая снимок этого здания в стиле футуро-пиалка.
Оформление лоджий и балконов в Средней Азии всегда радовало использованием элементов местной культуры.
Ну, как без свадьбы? Непонятно, почему жених в таком сильном напряжении. Неужели осознал и понял что уже поздно?
А гости на свадьбе уже садятся в черные "Волги" потому что уже баран готов, плов готов, шурпа готов!
Дети в Душанбе в до Legoвскую эпоху.
Мозаичное панно на одной из улиц Душанбе.
Еще одно уличное панно, на котором изображены музыканты. Третий слева мне особенно нравится - такой грусняшка-грусняшка...
Груда камней. Что хотел сказать фотограф не понятно. И у камней не спросишь...
Это ученые. Ведут неторопливый научный спор о калиграфии. Даже научные споры и диспуты в Средней Азии неторопливые. И ведь они правы, а куда спешить?
Ну вот та самая рукопись, которая вызвала просто ожесточенные споры двух ученых.
А это похоже таджикский классик. И обратите внимание, в отличии от памятника Ленину в Душанбе жест у него более уверенный.
ЭВМ. Электронная Вычислительная Машина... Память 10000 и 500... полет нормальный. Наши электронщики - славные ребята! И припев: - ЭВМ! Электронная Вычислительная Машина!
Телескоп. Интересно живы ли все те уникальные астрономические обсерватории в Таджикистане, которые были построены в Советском Союзе?
Ну наконец то добрались и до рынка. Сезон черешни! Обратите внимание, продавец ее насыпает шумовкой для плова. Хорошие шумовки в Средней Азии, толстые, хромированные, с деревянной ручкой. У меня есть такая!
Ну, здесь полный салам малейкум конечно. Это вам не это : - И брюки превращаются... брюки превращаются...
Наконец, я дождался от этого фотографа настоящее постановочное фото. Если честно уже и не надеялся... Особенно мне нравится девушка на самом заднем плане, которая вроде танцует и руками как птичка машет.
А вот и она! Спортсменка! Комсомолка! Просто красавица! И вы понимаете что если кто порой, мысли там про похищения и так далее... У того товарища - шансов ноль и стрела в пятой точке... Спорт и женщины на Востоке не только тонкое дело, но и иногда травмоопасное!
Кто не понял, это балет. Фотограф и там был. Ну, честно скажу, командировка у фотографа была что надо. Я бы и сам съездил.
Здесь фотограф не допустил своего любимого дела, смог не завалить горизонт. А вода наверное там просто парная. Взять и из байдарки бултых! И лепота!
Музыканты с местными инструментами идут на заработки. Скорее всего на свадьбу. Слева старожил. Я не понимаю почему авторы диафильма назвали так свою работу. Ведь старожилы это по сути люди без памяти. Они никогда нечего не помнят. Не помнят что шел такой дождь, такой снег, и иногда музыкантов не помнят вот такими длинными инструментами...
Ущелье. Снег. И минимум перспектив. Все таки природа Таджикистана хоть и сурова, но красива! Согласитесь?
А это очень похоже на пригород. Какая то зона отдыха с персональными, как сейчас говорят (пардон конечно) бунгало. Обратите внимание на крыши. Очень интересная конструкция.
Бассейн с трибунами на фоне красивейших гор. В воде четыре спортсмена, которые минуту назад стартовали.
Дорога в ущелье и небольшой аул. На этом пленка у фотографа закончилась, а стало быть...
Спасибо Вам за внимание. На этом канале будут публиковаться редкие и интересные диафильмы. Как говорил товарищ Цеппелин следите за графиком пролета дирижаблей. А пока вы можете посмотреть еще один диафильм, который был сделан в 1960 г. и там авторы фантазировали, как люди будут жить в 2017 году. Этот материал - Советский диафильм 1960 года, о том как будут жить в 2017 году. До новых встреч!
© Новосибирский журнал I Карта записей канала