Пару слов вместо предисловия. Статья в данном выпуске является не моей – для канала «Шахтёр» она написана одним из читателей (и подписчиком) канала. Своё имя он просил не раскрывать и предпочёл остаться инкогнито. Стилистика письма сохранена полностью, моё вмешательство в текст самое-самое минимальное – пару запятых поставил, поменял где нужно е на ё, разбил длинное предложение на два более коротких (сам порой грешу длинными предложениями). Ничего не сокращал, ничего не перефразировал, ничего не добавлял. Представляю вашему вниманию творчество нашего коллеги. А от себя лично ещё раз благодарю автора за предоставленную историю про шахту.
Как известно, жизнь в шахте и опасна, и трудна и для того, чтобы вы это полностью осознали, в шахтах иногда проводят учения с участием представителей ГосГорТехНадзора, ВТБ, ВГСЧ и, естественно, службы Главного инженера. Народу вся эта толкотня только план мешает выполнять, но ничего не поделаешь. Потому что план планом, а жизнь без плана – это жизнь понапрасну.
Ну вот и настал день учений. По плану учений в определённом месте, заранее оговорённом, внезапно вспыхивает пожар. Проходит эвакуация, пожар ликвидируется. Всем выговор, а герою, который всё это придумал, медаль и почётная грамота. Но обо всём по порядку. Пожар в шахте устроить – это вам не ишака купить.
Началась подготовка. Для полного обустройства систем пылеподавления и орошения на погрузочных, врубовых и буровых машинах имеются как известно форсунки, которые в содружестве с резиновыми шлангами, наполненными водой из противопожарного трубопровода, осуществляют пылеподавление. Такие же форсунки и шланги должны находиться на приводных головках конвейеров, но почему-то вместо этого они поливают огурцы на приусадебных участках шахтёров (потому что шахта, опасная по пыли, реально не опасна из-за сильной обводнённости, потому курили все).
Начинаем получение новых шлангов на весь участок, шахтёры аж светятся от счастья, предвкушая какие они вырастят на огороде овощи! Ну и ночная смена всё в забоях оборудует шлангами, ремонтная наращивает пожарный трубопровод под самый забой и начинается потеха и водная феерия. К первой смене невероятными усилиями удаётся пустить воду на все привода и одну машину. Сраные форсунки не хотят брызгать, забиваясь ржавчиной из труб. Пожарный поезд развёз по забоям свеженькие огнетушители и подсыпал в противопожарные ящики песка, который постоянно воруют машинисты электровозов для своих песочниц. Всё готово, ждём дорогих гостей.
И вот они прибыли – целый поезд. Идут по забоям, а у нас везде водичка брызжет – из дырявого трубопровода, из сочленений шлангов. На приводах и у единственной работающей ПНБ стоят слесаря с молотками наготове, если вдруг зараза-форсунка забьётся. Ну, вроде всё честь по чести. Надо начинать пожар.
Даётся команда (три зелёных свистка) и все приходят в движение. Героические ВГСЧ тушат из новеньких, привезённых с собой огнетушителей гору коробок на сопряжении выработок. Все организованно чешут по вентиляционному штреку к запасному стволу. Противопожарный поезд, собрав с люков только что привезённые свежие огнетушители (чтоб не пропали), уехал к стволу. Учения закончились! В откаточном штреке осталась только комиссия из белых касок, которая обсуждает качество проведённых учений и количество замечаний. И в это время на этом откаточном штреке, подмоченная подтекающим трубопроводом, взрывается бронированная счалка кабеля 120 квадрат.
Всё это происходит в 30-и метрах от комиссии. Счалка продолжает гореть, заволакивая всё удушливым дымом. А в шахте нет никого кроме этой кучки инспекторов! Понимая, что надо спасать положение, в нарушение всех правил они пытаются потушить горящую счалку, пока не наступили для всех них тяжёлые последствия, тем более, что глава ГосГорТехНадзора, довольный проведёнными учениями, уже отправлен к стволу на персональном поезде.
Ну что, хватаем порошковый огнетушитель с люка, пшик – не работает, второй тоже. Есть песок! Но за годы лежания на люку он стал ближе к бетону, чем к песку. Лопата его не берёт, да и тушить лопатой с кусковатым, мокрым песком счалку, находящуюся на высоте трёх метров, людям в возрасте за 50 годков довольно проблематично. Случайно нашли сапог с сухим песком, заботливо приготовленный машинистом и забытый им в штреке. Потушили счалку. Приехала вторая смена, выходят шахтёры с картами и папиросами в зубах (учения же закончились!), а на люку их встречает партия довольных собой старичков в белых касках и с чумазыми лицами. Вот такая история. Вот такие учения. Потом, как водится, всех наказали.