Для греков магия (магейя или гоетия) была широкой темой, включавшей
заклинания и злые молитвы (эпоида), таблички проклятия (катадезмо),
сильные лекарства и смертельные яды (фармака), амулеты (периапта) и мощные любовные зелья (фильтра).
Современное разделение магии, суеверий, религии, науки и астрологии
было не так ясно в древнем мире.
Это таинственное, всеохватывающее искусство магии практиковалось как
мужчинами, так и женщинами, специализирующимися на магии, помощи
которых люди искали в повседневной жизни и преодолении препятствий
на пути к своему счастью.
Волшебники-практики магейи, первыми из которых, по крайней мере для
греков, были маги (магои) - персидские священники, считались не только
мудрыми хранителями секретов, но и мастерами в таких разнообразных
областях, как математика и химия.
Связанных со смертью, гаданием и злодеяниями, магов, несомненно,
боялись, и их жизнь на окраинах общины означала, что практикующие
магию часто были бедными и нуждались в приношениях, чтобы выжить.
Магия в греческой мифологии
Магия вполне отображена в мифологии древней Греции и ассоциируется
с такими фигурами, как Гермес, Геката (богиня Луны и колдовства),
Орфей и Кирка (Цирцея), колдунья и дочь Гелиоса, которая была знатоком
магических трав и зелья и помогала Одиссею вызывать призраков из Аида.
Мифы изобилуют сказками о волшебных зельях и проклятиях.
Только один пример - Геракл, который умер ужасной смертью после того,
как его жена Деянира взяла ядовитую кровь кентавра Несса и обильно
пропитала ею плащ героя.
Нося его, Геркулес был ужасно отравлен и впоследствии скончался.
Магию практикуют также многие литературные персонажи, возможно,
наиболее известные из них - Медея в одноименной трагедийной пьесе Еврипида.
Кто верил в магию?
Магия в греческом мире была распространена во всех сферах общества,
не только среди образованных частных лиц, но и среди бедных и неграмотных.
Известно, что официальные магические надписи бывали выполняемы по
заказу городских властей для защиты своего города от любых возможных
стихийных бедствий.
Были также случаи, когда, как в Теосе в V веке до н.э., государство
приговаривало к смертной казни человека и его семью, признанных
виновными в магии (фармака делетерия).
В другом примере, женщина IV века до н.э. по имени Теорис получила
смертный приговор за распространение колдовских лекарств и заклинаний.
Очевидно, что власть признавала магию деятельностью, способной
приносить результаты, и это была не просто вера слабоумного крестьянства.
Конечно, некоторые интеллектуалы осознавали ее негативный потенциал,
как в случае с Платоном, который хотел наказать тех, кто продавал
заклинания и таблички проклятия.
Эпикурейские и стоические философы были еще одной группой, которая боролась за искоренение магии.
Амулеты
В то время при официально признанной опасности магии, многие частные
лица верили в магические силы, а фермеры, с их зависимостью от
капризов погоды, были особенно восприимчивы к силе амулетов.
Их надевали, например, на запястья или шею, так как надеялись, что их
ношение может гарантировать достаточное количество осадков в этот сезон.
Греческие амулеты можно разделить на два широких типа: талисманы
(приносившие удачу) и филактерии (защитные).
Они были сделаны из дерева, кости, камня или, реже, полудрагоценных камней.