Найти в Дзене

Однажды... в Голливуде. Что Щи думают об этом.

Афиша фильма "Однажды... в Голливуде"
Афиша фильма "Однажды... в Голливуде"
Щи Первые
Щи Первые

Для всех, кто фильм ещё не смотрел и не знает толком чего ждать, дождитесь адекватного перевода и дубляжа! Потом можно смотреть. Но не сразу, а сначала ознакомьтесь с историей о зверском убийстве Шерон Тейт, молодой восходящей голливудской звезды и жены Романа Полански по совместительству. И сразу для тех, кто ждёт от Тарантино - Тарантино. Да, это всё тот же Квентин. Так что диалогов “ни о чём”, но с полной серьезностью, хватит. И да, фетиш Тарантино, женские голые ступни, будут обязательно. Даже не один раз. И не одни. И подмышки без депиляции у юной девы-хиппи. Подмышки - без, а ноги и руки идеально гладкие. И кровавое месиво будет обязательно.

Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"
Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"

Потом приготовьтесь к тому, что сюжеты об актёре, чья звезда катится по голливудскому небосклону стремительно за горизонт, его дублёре-каскадёре, кровавой расправе сектантов Чарльза Мэнсона с “зажравшимися свиньями” переплетаются в основном тем, что вымышленный персонаж Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) проживает рядом с домом, который арендует Полански с женой, а вся суть открывается только в конце, и эта суть есть фантазия Тарантино. Долго читали это предложение? Начало фильма тянется ещё дольше! Треть фильма, примерно. Примерно треть фильма была мысль закончить просмотр. Тут как раз сильно подводит перевод и дубляж. Хотя некоторые сцены мирили с необходимостью долго, нет, не так - “до-о-о-о-лго” смотреть, как идут ноги Ди Каприо среди декораций. Например, сцена с Брюсом Ли. И конечно, завораживающий визуальный ряд. Тут и цвета, и ностальгические картины уходящего “золотого века” Голливуда. Будьте готовы ещё и к тому, что фильм длится два с половиной часа. Впрочем, это тоже в каком-то смысле тарантиновская фишка: долго диалоги и женские ступни, а потом очень быстро события и кровавое месиво в финале, которое в конце концов прикрывается светлой сценой. Интересно, сколько бы длился фильм, если бы сцены с Тимом Ротом, например, не вырезали? Такое ощущение, что Тарантино в принципе было жалко жертвовать при монтаже каждым кадром.

Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"
Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"

В финале у меня сложился абсолютно личный пазл. Не уверена, что Тарантино так думает, но для меня весь фильм приобретает идеальный сюжет и логику. Ведь 1969-70 год - это Тарантино лет шесть? Идеальней было бы лет девять, но всё равно. Меня поймут те, кто, скажем, во время фильмов про войну в детстве представлял, как он чудесным образом возникает в фильме с автоматом и убивает всех фашистов, которые убили хороших, “наших”. Или других злодеев, которые мучают и убивают “хороших” героев. Ты такой внезапно появляешься в конце и всех расстреливаешь, и так ещё: “пришло время расплаты, умрите, гады!”. Или ещё лучше, если вот “злодеи” собираются убить “хороших”, а тут ты, с автоматом, и у тебя стальные мускулы, и ты круче самого Брюса Ли, всех убиваешь, причём зверски, потому что они бы “наших” не пожалели бы. И хорошие герои все живы. И вот тогда думаешь, что маленький Квентин, который мечтает стать актёром, застал эпоху умирающих вестернов, и возможно, сильно впечатлённый кровавой историей с очень милой Шерон, тоже представлял что-то подобное. И тогда сразу понятно, почему так долго-долго длится сцена, где Шерон смотрит кино с самой собой. Он просто любуется ею, умиляется и не понимает: какая она славная, и как можно её убить?

Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"
Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"

И тогда вымышленный актёр и его дублёр - это как бы маленький Квентин, и у него есть невероятный пёс, которому даже не надо давать команды, он понимает подмигивание и незаметный кивок. И Квентин вырос, и он может себе позволить теперь, сняв энное количество фильмов и заняв прочную позицию на голливудском небосклоне, взять и переписать историю на свой лад. Но это мой личный пазл. И всё-таки, дождитесь адекватного перевода!

Щи Вторые
Щи Вторые

В общем, вам придётся сильно сжать булки и смотреть «Однажды в Голливуде», если вы очень хотите быть в теме актуального кино, но при этом ничерта не всекаете в спагетти-вестерны, в кинопроизводство и кинозвёзд Голливуда 60-х годов, если вы вообще ничегошеньки не слышали о «Семье» Мэнсона и на самом деле вообще не являетесь личным психоаналитиком Тарантино. Потому что кино это — явно очень личный месседж для режиссёра. Если угодно, давайте назовём это «психанул». В одном из своих интервью Тарантино как-то сказал, что его прям бесят люди, которых спрашиваешь об актёрах того времени, а они такие спокойно говорят: «В смысле какой-то чувак из 1969? Я тогда даже не родился ещё». Так что кино это спокойно можно назвать ностальгией по тому времени, если ещё конкретнее, то именно по 1969 году. Оно полно отсылок к фильмам, на которые Тарантино опирался при съёмках «Однажды в Голливуде». Так что да, если вы не втыкаетесь по всем этим мелочам, будет тяжко.

Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"
Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"

Кстати, я вот совсем не всекаю ни во что из вышеперечисленного, и в кожаном кресле на приёме у меня Квентин тоже не сидел, но кинюлю посмотрела с огромным удовольствием, потому что люблю детальность, которой у Тарантино дофига. Причём его узнаваемой детальности, через которую медитировать можно. Она, знаете, отличается от стонущего и закатывающего глаза арт-хауса, например. Хотя кино по стилю ближе как раз к тому самому арт-хаусу.

Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"
Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"

Сюжета как такового нет, но есть истории героев, рассказанные с помощью обалденной прорисовки каждого персонажа через вообще всё, что их окружает — достаточно просто открыть глазёнки пошире и впитывать. И расслабить уже сжатые вначале булочки, и перестать париться из-за того, что вы не великий знаток экранных ганфайтеров и bounty hunter из 60-х.

Тяжко, кстати, будет и тем, кто по каким-то странным причинам воспринимал Тарантино как чувака со странным, но весёлым фаршем в голове, который он иногда по каким-то своим причинам решает транслировать в мир. Взгляд странный, но пуркуа бы не па, как грится. Для вас, ребят, весёлых треша, угара и содомии не завезли. Точнее, его не то что бы прям совсем не завезли: всё-таки это Тарантино — чувак со странным, но весёлым фаршем в голове. Но не в том объёме, к которому вы привыкли. Поэтому, конечно, если оценивать кино с этой позиции, будет неприятненько. И скучненько. Соболезную.

Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"
Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"

Для всех остальных «Однажды в Голливуде» станет качественным таким мильфеем (а не фаршем) от кинематографа, собранным из тысячи слоёв культур, мелочей, жанров, позабытых или никому даже неведомых актёров из времени, по которому скучает режиссёр, которые для него представляют свою ценность и которой он с нами, людьми поколения Y, делится в своей удивительной, немного разнузданной, манере.

Не ищите подсмыслы, расслабьте глазики, булочки и мозги, просто получайте удовольствие от того, что в Голливуде есть чувак, умеющий так классно ностальгировать. Чувак, которому подолбать, что вы там лично думаете о ТОМ времени. Ему есть что сказать и он говорит — весело и с оттяжкой.

Щи Третьи
Щи Третьи

Ни секунды не пожалела почти трёх часов времени. Но повторить, наверное, не захочу. Во всяком случае, не в ближайшие годы. Это не шедевр, нет. Он не разойдётся на цитаты, как «Бешеные псы», «Криминальное чтиво» или «Убить Билла». И даже саунд к нему, шикарный сам по себе, не станет самостоятельным детищем, как стали сборники треков из всех вышеперечисленных.

Что же это?

Попытка обвить древо «если бы» роскошным плющом из киноцитат прошлого, щедро полив отличным актёрским дуэтом Питта и Ди Каприо? Дуэтом, пожалуй, лучшим за последние - даже не знаю сколько лет. Смотреть на этих стареющих красавцев, заматеревших и абсолютно искренних, потому что глубоко понимающих и любящих своих героев - это практически экстаз. Я получаю такое удовольствие от простого созерцания игры актёров, только глядя на наших монстров вроде Евстигнеева, Папанова, Янковского, Быкова, Тихонова. От голливудских до этого дня - никогда. Если я что и буду пересматривать, то это куски с Лео и Брэдом - когда в кадре оба и по отдельности. Со звуком и без. Как смотрят на огонь и воду.

Или это реализованная потребность осмыслить феномен прошлого века, столкнув поколения? Одно, честно отрабатывающее свой хлеб, консервативное и пуританское даже в своих излишествах. Второе, сошедшее с ума от абсолютно иллюзорной возможности свободы и пожравшее самое себя, утопив эту самую иллюзию в бухле, наркотиках и сексе, потерявшем всякую сакральность, а с ней - и подлинную чувственность. И третье, ещё совсем маленькое, но страшнее, чем два предыдущих, готовое на всё, чтобы лучше сыграть свою роль - даже отказаться от собственного имени. Из него вырастут потом Патрики Бейтманы, которые пострашнее будут, чем Чарли Мэнсон и его обкуренные «братья и сёстры».

Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"
Кадр из фильма "Однажды... в Голливуде"

А может, это просто кинотекст, который Тарантино снял в своё удовольствие, повторив приём из «Бесславных ублюдков», когда Голливуд (недаром же фильм называется совершенно сказочно и в то же время знаково «Однажды… в Голливуде», и многоточие здесь говорит столько же, если не больше, чем слова) даёт индульгенцию на, скажем так, насилие над историей. Снял фильм ради фильма. Умело сложил тягучий и неторопливый сюжет, наполнив его таким же неторопливым внутренним конфликтом героев с самими собой так, чтобы мы не теряли интерес к повествованию. Дополнил вкусными ретроспективами. Приперчил странными фетишами - вроде босых ног героев, грязных и чистых, ног в мокасинах, ковбойских сапогах (даже в титрах, когда герой Ди Каприо рекламирует сигареты, мы в финале если не видим, то слышим бряцание шпор), сандалиях и аккуратных лодочках. В последние полчаса, ласково поглаживая ретардирующими подробностями, нагнал саспиенса, ведя к неизбежному финалу, которой мы знаем по сводкам новостей тех дней или… Или мы уже знаем, что неизбежный финал будет неизбежно тарантиновским? Добавил щедрой и абсолютно не шокирующей тарантиновской кровищи. Оправдал и примирил и тех, и других, признав за одними детскую травму от телевизора, а за другими - святое американское право убить всякого, кто покусится на твою собственность.

Кадр к материалу о фильме "Однажды...в Голливуде"
Кадр к материалу о фильме "Однажды...в Голливуде"

И поставил наиподозрительнейшую точку рекламой сигарет под названием Red apple, заставляя нас заподозрить Квентина в завешивании совсем ему не свойственной темы из области уже даже не философской, а религиозной. Темы искуса. Который может быть разным. Да и искуситель - не обязательно Змей или основатель сатанинской секты с чёрными, как смоль глазами без зрачков. Он может быть и респектабельным евреем-продюсером очень говорящей фамилией (и в исполнении Аль Пачино, а мы помним, какой был персонаж среди его ролей), любящим дорогой коньяк и старые вестерны, и молодой женой, из-за которой придётся бросить друга, и юной девчонкой, предлагающий воспользоваться собой. И даже Брюсом Ли. Распознаем ли мы его? Устоим ли?