Ниночке девять лет, она на домашнем обучении. У неё красивые кудрявые волосы и очаровательная улыбка.
У девочки нет логопедических проблем, но говорит она медленно – имеется сложный диагноз, а это реакция на лекарство. Ходит Нина не поднимая ступни – шаркает.
Она всегда рада гостям: рассказывает стихи, поёт песни и выдаёт все домашние новости.
Согласно штатному расписанию, я прихожу к ней один раз в неделю. Нина очень хочет ходить в школу, посидеть за партой, написать буквы на доске и познакомиться с учениками, но этого никогда не будет. У Нины бывают припадки. Они бывают не каждый день и не каждую неделю, но в учебные заведения двери для детей с такими диагнозами закрыты.
Сейчас очень много разговоров об инклюзии, и я обратилась в администрацию с просьбой разрешить мне пригласить Нину на факультативное занятие по культуре общения. Просьба была удовлетворена – главным обоснованием было то, что если в школе будет инклюзивный класс, то работать по созданию благоприятного психологического климата в классе предстоит мне.
Накануне с учениками была проведена беседа о том, что к нам придёт особенная девочка, что у неё проблемы со здоровьем, и о том, что я прошу класс помочь мне встретить Нину достойно. Договорились!
Когда мама девочки заглянула в класс – была перемена, но дети моментально сели на свои места.
С этого начался ИКЛЮЗИВ!
Как только Нина вошла, все стали смеяться.
Перемена есть перемена и на моё напоминание об этом, ученики откликнулись: кто-то вышел в коридор, некоторые остались сидеть.
Нина ходила по классу, гладила столы-парты, доску и улыбалась. Она была счастлива!
Я попросила девочек подойти к Нине. Девочки подошли, познакомились. Мальчишки тут же подбежали и стали толкаться. В этом возрасте у мальчиков ещё не сформировано бережное отношение к ровесникам, а к особенным ровесникам, тем более. Моё вмешательство было необходимо.
Ситуацию спас звонок на урок.
Честно скажу, что понять ситуацию смогут только учителя.
Урока не было! Несмотря на то, что Нина сидела на первой парте, спиной к классу – все глаза и уши были устремлены на неё. Любое движение повторялось и сопровождалось хихиканьем.
- Я думала, что в школе все учатся, а тут все смеются, - сказала Нина и повернулась лицом к классу.
В полный голос засмеялись все, да так, что учительница из класса напротив, резко открыла дверь, и взглянула на меня
испуганными глазами.
Сорок минут тянулись вечностью.
Ученики получили опыт непослушания. Как они будут вести себя завтра?
В голове притихли мгновения счастья, а перед глазами мелькали улыбающиеся физиономии любимых учеников.
Прозвенел звонок – закончился урок!
Класс после звонка пустеет за одну минуту – рюкзак на спину и до свидания!
Минута молчания длилась недолго. После того, как Нина с мамой ушли, в класс вошли родители.
Фамильярности не было: родители кричали, негодовали и угрожали пойти в Управление образования.
Причина: - особенная девочка Нина, которой рядом с их детьми не должно быть.
А вы как считаете?