Около 80 суматранских носорогов в Индонезии - это все, что осталось от этого вида.
В Малайзии суматранский носорог вымерает в настоящее время. Последний носорог страны, Иман, скончался от рака в субботу, сообщили малайзийские официальные лица. Там, последний мужчина-носорог Малайзии, скончался в мае. Численность этого вида сократилась до 80 особей, все они живут в Индонезии.
"Иман получал самый лучший уход и внимание с момента его поимки в марте 2014 года и вплоть до самой кончины. Никто не мог сделать ничего, - сказала Кристин Лью, министр туризма, культуры и окружающей среды штата Сабах.
В 2008 году был обнаружен Там, копающийся в окрестностях плантации масличных пальм. Он был захвачен и переведен в заповедник "Табин" в штате Сабах. Попытки вывести его двумя самками носорога - Пунтунгом, захваченными в 2011 году, и Иманом, захваченными в 2014 году, оказались безуспешными.
В 2017 году из-за рака был эвтаназирован Пунтенг. Из-за десятилетий утраты среды обитания и браконьерства в дикой природе, большей частью на соседнем острове Суматра, предположительно, обитает менее 80 суматранских носорогов. Остальные разбросаны по Калимантану на индонезийском Борнео.
Суматранских носорогов так мало, что эксперты в настоящее время считают, что изоляция является самой большой угрозой для дальнейшего существования вида.
Это связано с тем, что самки этого вида могут развить кисты и фиброиды в своих репродуктивных путях, если они слишком долго не спариваются. (Такова была причина бесплодия Имана. Неспособность Пунтунтунга переносить плоды, по-видимому, объясняется травмами, полученными в результате браконьерской ловушки и неудачной беременности в дикой природе).
Поэтому в 2018 году ведущие мировые природоохранные некоммерческие организации, включая Национальное географическое общество, объявили о начале беспрецедентного сотрудничества под названием "Суматранское носороговое спасение". Цель? Найти и безопасно поймать как можно больше диких носорогов, чтобы их можно было собрать для разведения в неволе.
Утрата Тама подчеркивает, насколько важны совместные усилия по реализации проекта "Суматранский носорог", - сказала Маргарет Кинаирд, руководитель практики дикой природы WWF International, в своем письме в мае.
"Мы должны поймать этих оставшихся, изолированных носорогов в Калимантане и Суматре и сделать все возможное, чтобы убедить их родить детей."
Медленное снижение Тама
Состояние Тама неуклонно ухудшалось с конца апреля, когда ее аппетит и бдительность снизились, сообщил директор департамента дикой природы Сабаха Огастин Туга малазийской газете The Star после кончины Тама анализы мочи показали, что почки носорога и возможно другие органы начали отказывать.
Власти не сказали, почему Там так быстро пришла в упадок, но это могла быть просто старость. По оценкам, Таму было около тридцати лет, а продолжительность жизни этих животных составляет от 35 до 40 лет, сообщил Тууга сингапурской газете The Straits Times.
"Мы так сильно надеялись, что Там родит потомство в плену, но эта надежда была разрушена, когда две оставшиеся самки в Табине не смогли выносить беременности", - сказал Кинерд.
В то время как Там не могла родить детей сама по себе, ее присутствие в плену помогло нам лучше понять ее род.
"Работа, проделанная носороговым альянсом Борнео с использованием передовых репродуктивных технологий, особенно в области сбора яиц и создания эмбрионов, позволила нам сделать еще один шаг вперед в понимании биологии вида, - сказала Сьюзи Эллис, исполнительный директор Международного фонда носорога.
"Общественность должна понять, насколько опасным является выживание суматранских носорогов, - сказал Эллис. "Потеря Тама составляет примерно один процент численности."
Обновленная надежда
Как бы трагична ни была утрата Тама, это тревожный сигнал, чтобы найти больше животных в дикой природе, говорит Кинаирд, который координирует усилия WWF International по выращиванию суматранского носорога в течение последних двух лет. (WWF также входит в Суматранскую коалицию спасения носорогов).
Хорошая новость заключается в том, что в конце прошлого года коалиции уже удалось поймать новую самку по имени Паху. Ее перевод в новый питомник в Келиане был настолько важен, что носорога сопровождали как полицейские, так и бульдозеры для очистки от оползней.
Насколько могут судить эксперты, Паху действительно выглядит репродуктивно здоровой, говорит Кинайрд, она процветает в своем новом доме, и, если повезет, скоро у нее появится компания.
"Наши последние опросы показывают, что в лесах Калимантана все еще бродят другие носороги, - говорит Кинаирд, - что дает мне новую надежду".
"Мы должны продолжать фокусироваться на сохранении оставшихся 80 суматранских носорогов, используя комбинацию интенсивной защиты и разведение в неволе, и работать с местным населением, чтобы внушить гордость за то, что носорог является частью их биологического наследия", - говорит Эллис. "Эту битву мы не можем позволить себе проиграть."