Известно, что Балканы - это земля, которая в новейшей истории, особенно в последние десятилетия, является синонимом бурных условий, нетерпимости, конфликтов, агрессивного национализма и культурных различий, которые вызывают отлучение друг от друга, где они до сих пор следят за мифологическим левиафаном. Не случайно термин «гомо-балканик» относится к индивидууму, который является частью коллектива, не достигшему сочувствием к соседу, который ориентирован на крайнюю политизацию и пристрастность общества.
Бывшая Югославия является уникальным примером экспериментов с многообразием и мультикультурализмом. С 1945 года в системе реализовывалась политика смешения культур, а в 1952 году поощрялось формирование югославской культуры, основанной на взаимодействии всех югославских национальных культур. Такая политика является – интерактивным мультикультурализмом, от которого после реакции словенской интеллигенции отказались. В начале шестидесятых годов XX века на смену этой политике приходит строго сегрегационный мультикультурализм, который не позволяет смешивать и создавать креольскую культуру, а стремится к равенству и культурному развитию каждой нации и национальности. Позже, с начала 90-х годов, следует агрессивный национализм, который был фактором раздробленности бывшей Югославии.
Республика Македония представляет собой историческую, политическую, экономическую и культурную реальность Балкан. Она является частью этого географического района, известного своим этническим и культурным разнообразием. Некоторые авторы характеризуют Республику Македония как эпицентр или сердце Балкан. Территория Республики Македония во все периоды человеческой цивилизации являлась частью великих империй и цивилизаций. Благодаря выгодному географическому положению, являющемуся перекрестком цивилизаций и религий, Македония в истории известна как «Catena Mundi». Македония является культурной мозаикой с многоэтнической и многоконфессиональной основой, унитарным мультиплексом, коридором, где сливаются Восток и Запад, ислам и христианство и т.д. Это иллюстрирует символизм культурной составляющей исламского и православного происхождения, мечетей, церквей, которые встречаются в четырех концах страны.
Лучшим примером этого является Скопье, столица страны и ее старый турецкий базар, который является своего рода миниатюрой Македонии и где можно найти элементы этого сокровища культуры и цивилизации. Церковь Свети Спас, мечеть Мустафа Паша, специализирующаяся на серебряных изделиях, мастер по изготовлению сумок и обуви, рядом с кузнецом, голос волынки, тамбуры и цифтели, отражают город Скопье со всей его аутентичностью. В Скопье есть еще один, очень важный символ - Каменный мост, памятник с великой историей, который имеет большое значение для жителей Скопье и для любого другого посетителя.
Каждый мост – это метафизическое чудо, особенно в Скопье. Пересекая его, вы не переходите только с одного берега реки Вардар на другой. Этот мост соединяет культуры, укоренившиеся и процветающие в одном месте, в городе Скопье. Поэтому его можно рассматривать как коридор между цивилизациями. Его арки и сегодня соединяют Европу и Азию, Восток и Запад, христианство и ислам, объединяя их беспрецедентным образом. На этом же мосту можно увидеть резные послания из Корана и православного епископа, бросающего крест в воды Вардара на Богоявление. Благодаря этому мосту Вардар в Скопье также, известен как Второй Босфор.
Культурная мозаика под названием Македония является особенной из-за ее глубокого разнообразия и это естественная ситуация для этой страны. Если проанализировать статистические данные, то можно заметить, что здесь существуют различные этнические и религиозные группы. Такое разнообразие существует в Македонии еще до возникновения мультикультурализма, по мере появления политики и теории. Оно старше, чем понятие мультикультурализма, которое подразумевает современные понятия прав человека и культурных прав. Османская империя определяет культурное разнообразие, определяя культурные и религиозные права неисламских (христианских и еврейских) общин. Эта система, получившая название «просо» (религиозные общины), позволяет регулировать этические, религиозные и языковые вопросы, поощряя терпимость по отношению ко всем.
В пост-османский период все начало меняться. Различные национализмы породили нетерпимость, потому что процесс формирования нации (национализации) базировался на предпосылках эксклюзивности, этноцентризма и этнического национализма. В социалистический период игнорировался вопрос прав человека и отношения к различным культурам. В Конституции 1974 года Македония была определена как плюралистическое государство, а 1989 и 1991 годы - это годы, когда разрабатывалась политика национального государства. Эта тенденция изменилась после конфликта 2001 года, когда Рамочное соглашение фактически переосмыслило страну в соответствии с многокультурной концепцией, которая подразумевала содействие развитию гражданского и нетитульного общества. Но в последние пару лет новые тенденции начинают развиваться в негативном направлении, особенно между двумя крупнейшими этническими сообществами. Этот этап выявил тот факт, что демократия страны, является ограниченной демократией и что фактическая политика напоминает концепцию нелиберальной демократии.
Мультикультурализм, являющийся общим отражением этого общества, является результатом нескольких неосмотрительных шагов, которые создают напряженные ситуации. По мнению аналитиков, пост-структурная Македония, которая, вместо того, чтобы уверенно продвигаться в процессе установления внутреннего мира и европеизации, стала оазисом застоя, напряженности, партитократии и моделью разделенного общества.