Найти в Дзене
Читатель

Cуть постмодернизма

Постмодернизм - это современное состояние культуры (в широком смысле). Речь идет не только об изобразительном искусстве, но и о литературе, кинематографе, музыке.
Постмодернизм - не какое-то направление, а система принципов на которых основана наша современная культура. Пожалуй, главными ее чертами являются:
1) цитатность и обращение к массовой культуре - для художников (в широком смысле) характерны отсылки к уже созданным произведениям;
2) ироничность и отказ от норм и правил - постмодернизм отрицает существование каких-то глобальных идеологий и авторитетов, художник (в широком смысле) всегда всё готов поставить под сомнение. В результате мы получаем критический взгляд на действительность.
В постмодернизме прочно закрепился приоритет идеи произведения над его физическим воплощением.
Если говорить о наиболее характерных для постмодернизма произведениях, то можно назвать:
1) На ТВ: "Симпсоны", "Гриффины" и "Рик и Морти" - можно видеть, что в данных шоу очень ярко выражены приведенные
Тысяча лет, 1990
Тысяча лет, 1990

Постмодернизм - это современное состояние культуры (в широком смысле). Речь идет не только об изобразительном искусстве, но и о литературе, кинематографе, музыке.
Постмодернизм - не какое-то направление, а система принципов на которых основана наша современная культура. Пожалуй, главными ее чертами являются:
1) цитатность и обращение к массовой культуре - для художников (в широком смысле) характерны отсылки к уже созданным произведениям;
2) ироничность и отказ от норм и правил - постмодернизм отрицает существование каких-то глобальных идеологий и авторитетов, художник (в широком смысле) всегда всё готов поставить под сомнение. В результате мы получаем критический взгляд на действительность.
В постмодернизме прочно закрепился приоритет идеи произведения над его физическим воплощением.

Если говорить о наиболее характерных для постмодернизма произведениях, то можно назвать:

1) На ТВ: "Симпсоны", "Гриффины" и "Рик и Морти" - можно видеть, что в данных шоу очень ярко выражены приведенные выше принципы.

2) В литературе: Минаев Сергей: "Духless. Повесть о ненастоящем человеке" или Венедикт Ерофеев: "Москва - Петушки".
Для творчества Сергея Минаева вообще характерно создание постмодернистских произведений. В его рассказах это проявляется ярко. Возьмем, например, историю о семейном чаепитии - маленький мальчик съел всё печенье и оставил всех без десерта - рассказ начинался как типичная советская поучительная история о том, что не нужно быть эгоистом. Вот только у Минаева она получила продолжение - сначала грандиозный скандал и наказание для ребенка, а потом через много лет мальчик превращается в бандита.
Впрочем, сегодня все чаще говорят о том, что в литературе постмодернизм уступает место реализму. Что реализм все уже давно ждут и он непременно станет трендом в уже ближайшем будущем. История развивается по спирали и среди реалистов прошлого можно назвать, например, Достоевского или Чехова. В свое время Антона Павловича упрекали в фотографичности, хотя, с моей точки зрения, это, скорее, комплимент. К сожалению, пока что новый Достоевский не появился, поэтому поживем - увидим.

3) В музыке: из новых групп - Little Big. Например, их песни "Rock-Paper-Scissors" или "Go Bananas" или "I'm OK". Постмодернисты любят хулиганство и эпатаж.
Мне нравятся многие произведения этой группы с точки зрения их воплощения и поиска заложенного в них смысла:
"Rock-Paper-Scissors" - о защите животных и о том, что с ними происходит на улицах... или не с животными, а с такими же людьми как и мы...???
"I'm OK" - песня об одиночестве и попытках найти вторую половину.

4) Изобразительное искусство - Дэмиэн Хёрст. Пожалуй, один из интереснейших художников современности. В своих работах он придерживается, как и любой постмодернист, с одной стороны, приоритета идеи над ее воплощением, а, с другой стороны, физическое воплощение идеи должно вызывать у зрителей ЧУВСТВА, проникать не только в мозг, но и ДУШУ. Весьма характерной для художника работой можно назвать "Тысяча лет", 1990 (фото приложено к Посту): в большом стеклянном сосуде, разделенном на 2 части, находятся с одной стороны - гнездо с мухами, которые там размножаются и через отверстия в перегородке попадают в другую часть - туда, где висит электрическая лампа от мух (она их убивает) и тухлая бычья голова (мухи ею питаются). Отвратительный запах и вид инсталляции шокировал зрителей, вызывал отвращение и приступы тошноты. Художник этого и добивался - он хотел продемонстрировать жизненный цикл живых существ от рождения до смерти.
Самое, пожалуй, интересное, что сама идея не нова: в XVI - XVII вв в голландской живописи встречается сюжет: "ВАНИТАС" - аллегорический натюрморт с человеческим черепом; такие картины действовали в морализаторском ключе, напоминали человеку, что он смертен и что жизнь его - бренна и скоротечна, а земные блага - мимолетны. Хёрст придерживается мнения, что в современном зрителе такие картины уже не способны вызвать такие же чувства, какие они вызывали в современниках. Поэтому "Тысяча лет" - это ванитас современности.

Ванитас
Ванитас