Найти в Дзене
Смотри в оба!

Способно ли аудиовизуальное произведение лишить жизни?

Смерть ждёт каждого, кто увидит этот фильм… Если подобным образом сопроводить выход картины, то зрители вряд ли воспримут это предупреждение буквально. Однако вопрос о том, может ли аудиовизуальное произведение лишить жизни, звучит интригующе.

Кадр из фильма «Видеодром» (1982). Реж. Дэвид Кроненберг
Кадр из фильма «Видеодром» (1982). Реж. Дэвид Кроненберг

Как в романе «Колыбельная» Чака Паланика спетая на ухо детская песенка из сборника «Стихи и потешки со всего мира» вызывала смерть у слушателя, так и в «Звонке» (1998), поставленном по романам Кодзи Судзуки, просмотренная видеокассета оставляла семь дней жизни своему любопытному зрителю. Такие сверхъестественные истории врезаются в память и становятся городскими легендами и детскими страшилками, на таких же легендах и страшилках чаще всего и основанными. «В чёрном-пречёрном лесу стоит чёрный-пречёрный дом…»

Кадр из фильма «Звонок» (1998). Реж. Хидео Наката
Кадр из фильма «Звонок» (1998). Реж. Хидео Наката

Японский режиссёр Хидео Наката удивил и напугал так, что за первой экранизацией последовал американский ремейк и несколько сиквелов. Теперь же без прецедентного фильма ужасов не обходится ни один список «всех времён», касающийся хоррора. Дмитрий Комм в книге «Формулы страха» пишет, что поведение главных героев в фильме не обусловлено восточным мировоззрением с целым сводом правил общения с духами, в противном случае главные герои обклеили бы заклинаниями видеокассету и демоны не посмели бы выползти наружу через телеэкран. На произведение явно повлияла европейская культурная традиция.

В данном же контексте важно, что «Звонок» демонстрирует нам воздействие сверхъестественной силы через технологию. Посмотри кассету, возьми трубку и узнай, что тебе осталось жить всего неделю, испугайся своего искорёженного лица на фотографии, догадайся о том, что тебе нужно сделать, чтобы перенести проклятие на другого человека и будь таков. Из фильма следует – зло, дремавшее 40 лет, вдруг решило запустить свой механизм смерти в момент расцвета VHS, а до этого и не догадывалось, как распространить проклятие. Мысль о том, что технология развращает и убивает, приобрела замысловатые формы. Не в первый раз, конечно.

Кадр из фильма «Видеодром» (1982). Реж. Дэвид Кроненберг
Кадр из фильма «Видеодром» (1982). Реж. Дэвид Кроненберг

Раньше, в 1982-м, Дэвид Кроненберг в киберпанковском «Видеодроме» продемонстрировал, как показ пыток и убийств (так называемый снаф) может влиять на психику человека и к каким последствиям приводит. Главный герой Макс, владелец кабельного канала для взрослых, узнав о существовании шоу «Видеодром» с реальными издевательствами, решает заполучить его для своего бизнеса. Выясняется, что просмотр этих передач ведёт к изменению сознания. Макс это ощущает на себе – видеокассеты и телевизоры становятся живой плотью, рука и пистолет срастаются воедино… «Сражение за разум в Северной Америке состоится на видеоарене», – сообщают нам персонажи картины. В первую очередь речь идёт о телевидении. Оно тоже… убивает.

Продолжение читайте по этой ссылке.

Алексей Двоеглазов

Понравилась статья? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на мой канал.
Другие мои материалы тут:
Почему фэйковое кино стало таким популярным
14 фильмов для понимания кино
«Джанго освобожденный» вампир? Какие намёки оставил Тарантино в своём фильме