Мало кто в нашей стране не слышал имя Алексея Балабанова и не видел хотя бы один из его фильмов. Но в большинстве своём зрители знакомы лишь с самыми громкими названиями: две части фильма «Брат», криминальные «Жмурки», скандальная «Война» и жуткий «Груз-200», который смотрели единицы, но категорически осуждают многие. Но на протяжении всего своего творческого пути, начиная с любительской кинокартины, снятой в Екатеринбурге, дебютного полнометражного фильма «Счастливые дни» и заканчивая последним и как многие говорят пророческим фильмом «Я тоже хочу, Балабанов снял множество отличных работ, гораздо глубже и целостнее, нежели его «хиты».
Хотелось бы рассказать лишь о некоторых фильмах, достойных вашего внимания. Ведь, как говорится, не «Братом» единым жив человек.
Замок (1994)
Вольная интерпретация одноименного романа Франца Кафки. Как и произведение великого немецкого писателя, фильм полон абстракции и построен на философии абсурда. Гениальная игра актёров Николая Стоцкого, Светланы Письмиченко, Виктора Сухорукова, Анвара Либабова добавили картине изюминки и остроты. Тех, кто читал книгу, несколько удивит финал фильма, который режиссер изменил по своему усмотрению. «Замок» завоевал множество наград именитых кинофестивалей и стал путёвкой автора в большое кино.
Про уродов и людей (1998)
Фильм по большому счёту фестивальный. Он действительно собрал множество наград, но ценен также изящной игрой актеров, в числе которых вновь был любимый режиссёром Виктор Сухоруков. Отлично, как и всегда, сыграл свою роль Сергей Маковецкий. Именно он выступил в роли главного злодея в фильме – хозяина фотоателье, в котором в дореволюционные времена снимали порно. Фильма полностью снят в сепии, что придает ему определённого шарма. Как и многие другие фильма Балабанова, этот не раз подвергался жесткой критике за «чернушность». Но, видимо, таков крест автора.
Река (2000)
Этот фильм должен был стать главным достижением режиссёра. Его он задумывал, как переосмысление своего творчества, ведь стилистика в корне отличалась от снятого ранее. По сценарию, действие происходило в Якутии, в колонии прокажённых. Но проекту было суждено остаться незаконченным. Много материала было уже снято, когда исполнительница главной роли Туйяра Свинобоева погибла в автокатастрофе. В той аварии пострадал и сам режиссёр, и его жена с сыном. Съемки пришлось свернуть, а публике был представлен незавершенный, смонтированный из отснятого материала, 40-минутный фильм.
Мне не больно (2006)
Светлый лучик в темном царстве мрачного гения – именно так можно охарактеризовать эту совершенно чудесную мелодраму с Ренатой Литвиновой и Александром Яценко в главных ролях. Это история любви молодого архитектора Миши и очаровательной содержанки богатого папика Таты под оригинальную музыку одного из фронтменов почившей группы «Агата Кристи» Вадима Самойлова. Здесь всё прекрасно, и даже Никита Михалков с Дмитрием Дюжевым не вызывают отторжения, как в «Жмурках». Фильм незаслуженно обойден вниманием критиков, как недостаточно сильный для Балабанова, или, может быть, всё же недостаточно «чернушный»?
Я тоже хочу (2012)
Завершающий фильм Алексея Балабанова. Многие называют его пророческим, ведь в последних сценах картины он играет роль умирающего режиссёра, которого не взяли на мистическую Колокольню Счастья, а через некоторое время после выхода фильма мастер умер. Это наиболее философская работа автора, в ней поднимаются вечные вопросы жизни и смерти, добра и зла, но в свойственной Алексею Октябриновичу стилистике – с музыкантами, бандитами и проститутками. Путешествие пятерых не самых лучших предствителей северной столицы к мистической аномалии под названием Колокольня Счастья происходит под отличную музыку то в мрачных улочках современного города, то в заледеневших пейзажах российской глубинки. По мнению многих, - одна из лучших картин Алексея Балабанова.
А как вы относитесь к творчеству Алексея Балабанова? Пишите в комментариях, обсудим. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!