Найти тему

Особняк с атлантами, который никому не нужен

Один из самых ценных пластов исторической архитектуры Тверской области, относительно дошедший до наших дней, составляют богатые купеческие особняки. Где-то они достаточно простые и выделяются не сильно, как в тех же Калязине или Кашине (хотя и там есть свои характерные нюансы). Где-то заправские русские коммерцианты на рубеже XIX - XX веков настолько бесились с жиру, что желание выпендриться и перещеголять друг друга подарило миру вообще отдельный уникальный архитектурный стиль. Так произошло в Кимрах, где родился Кимрский модерн (или Кимрский арт-нуво), который считается отдельным ответвлением русского арт-нуво.

Богатым торговым центром во второй половине XIX века стал город Бежецк, что в сотне километров к северо-востоку от Твери. Через город проходили важные торговые пути из Твери в сторону Вологодщины, через город провели железную дорогу, сюда текли изрядные денежные потоки как со стороны Устюжны и Вологды, так и со стороны Твери и Новгорода.

Ныне от былого величия остались несколько церквей разных эпох, чистенький женский монастырь в паре кварталов от центра города и главная улица, уходящая из центра в сторону вокзала, находящегося на окраине. Именно на улице Большой и сохранилось наибольшее количество купеческих особняков. Сохранились они по-разному. Но мы с вами направляемся к главному украшению городка.

Пока ничего такого...
Пока ничего такого...

Род купцов Неворотиных с середины XIX века владел многочисленными активами в Вологодской губернии. Им принадлежали целлюлозный завод, льнозавод и несколько лесопилок. В доме, который ныне находится на пересечении Большой улицы с Первомайским переулком, семейство Неворотиных жило примерно с 1870-х. Вскоре отец семейства, талантливый предприниматель Александр Неворотин, умер, передав наследство старшему сыну Николаю (всего у Неворотина-старшего было 7 детей). Тот предпринимательскими способностями был откровенно обделён, но зато заболел идеей сделать отцовский дом самым красивым зданием города.

Начинается красотень...
Начинается красотень...

В районе 1900-го года из Москвы был приглашен архитектор, чьё проектное задание было сформулировано до невозможности просто - сделать круто, богато, как ни у кого другого. Архитектор почесал затылок, сделал несколько набросков во всех стилях последнего, XIX века. Намешал классицизм и эклектику с набиравшим силу Арт-нуво, вернее, с ранним европейским модерном. Ну и решил, что пара фигур атлантов тоже лишней не будет, чтобы было прямо-таки столично. Может, думал, что заказчик поскупится и попросит подредактировать проект...

-4

Но Неворотина он явно недооценил. Тот сделал всё, чтобы стать владельцем самого прекрасного дома в Бежецке!

Дом был перестроен до неузнаваемости. Были увеличены окна. Новые массивные балконы с классическими оградками, декоративная колоннада в духе того времени была призвана подчеркнуть окна перепланированной банкетной залы...

Получай, симметрия проклятая!
Получай, симметрия проклятая!

Симметрией здесь не пахнет и пахнуть не должно. Классический модерн её отрицает. В данном случае стояла задача максимально плотно украсить обычных размеров каменный угловой дом. Неворотин справедливо остался доволен результатом.

Характерна комбинация классицистских колонн с прямоугольными модерновыми.
Характерна комбинация классицистских колонн с прямоугольными модерновыми.

Правда, долго прожить семья Неворотина в этом потрясающем дворце не сумела. В перестройку отцовского дома были вкачаны немыслимые деньги, в результате у Николая не остались финансовых запасов на "Чёрный день". А он наступил во второй половине 1900-х, когда вологодские предприятия просто-напросто сгорели и перестали приносить доход. Скрепя сердце, Неворотин, быстро оказавшись полным банкротом, продал дом местному ростовщику. Тот, в свою очередь, перепродал его рыбинскому хлебному магнату Башкирову, но он не протащил его содержание. В результате этой чехарды в 1912-м году дом отошел городу и в нём разместился Госбанк. В советское время здесь некоторое время размещался городской партийный комитет, были административные помещения. Но в 60-е городская верхушка переехала в здание через дорогу...

Справа - горадминистрация Бежецка.
Справа - горадминистрация Бежецка.

А усадьба осталась бесхозной. В ХХI веке этот потрясающий памятник модерна, эклектики и ещё Бог знает чего сыпется на глазах. Тончайший декор, сложные памятники и лепнина, нуждаются в тщательном уходе. Ныне нельзя быть уверенным в том, что те же атланты переживут ближайшую зиму. Что не рухнет фамильный герб. Что не просядет крыльцо, а вместе с ним - и греческие колонны.

Отдельный вопрос к местным чинушам. Интересно, каково им работать через дорогу от памятника собственному пофигизму? Из окон горадминистрации отлично видно, в каком состоянии находится самое красивое здание города, а вместе с ним - всей Тверской Карелии, да чего уж там, до самых Кимр в Тверском крае нет ничего великолепнее! Но усадьба Неворотиных умирает. Медленно, но верно. И, как и всю обожаемую мной Тверскую область, её убивает человеческое безразличие. Преступное и глупое.

Печально это всё...
Печально это всё...

А вопросы всё те же. "Что делать?" и "Кто виноват?". Ваши версии?