Сегодня я предлагаю поговорить о тропе Хо Ши Мина. Тропа эта сыграла одну из ключевых ролей в победе Северного Вьетнама над Южным.
Минутка информации о начале войны.
Война во Вьетнаме продлилась без малого 20 лет – с 1957 по 1975 год. Хотя в реальности всё началось задолго до этого. С XIX века Вьетнам являлся колонией такой прекрасной и свободолюбивой страны как Франция. Всё шло неплохо, но началась Вторая мировая война и Франция предоставила Вьетнам в пользование Японии, так сказать, на выгодных условиях. Какие милые. Сами в колонию к демократической стране Германии, а свою колонию передовой стране Японии - отличный план! Япония же, в свою очередь, в 1944 году сообразила, что можно брать Вьетнам бесплатно, т.е. безвозмездно. Но вот незадача, в 1945 году Япония потерпела поражение, и Вьетнам остался на какой-то промежуток времени без присмотра. И старина Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), тем самым заявляя о своей независимости.
Как вы понимаете, Франции пришлось срочно восстанавливать демократический порядок в отбившейся от рук колонии, чем они безуспешно и занимались на протяжении 8 лет с 1946 по 1954 год, да ещё и при финансировании США. Финансирование было огромным, но как-то его не хватило против гордых и свободолюбивых вьетконговцев. Франция выбилась из сил, и были заключены Женевские соглашения, разделившие Вьетнам по 17 параллели. Север коммунистам, юг… за свободным Вьетнамом с назначенной Францией администрацией.
Но к чему все эти дипломатические тонкости, если можно залить всё напалмом, химикатами, да ещё и воевать используя многократно превосходящее уровнем вооружение? Так и порешили. США полноценно подключилось к «воссоединению» Вьетнама, и началась уже именно та самая известная нам Вьетнамская война.
И зачем могла понадобится тропинка?
Слыша выражение тропа Хо Ши Мина, мы, вероятно, представляем себе джунгли и узкую тропинку, вьющуюся в глубину чащи. Так оно и было на самом деле. Если посмотреть на карту Вьетнама, это узкая, вытянутая по побережью страна, а 17 параллель — это очень небольшая полоска суши. Перекинуть силы и оружие для поддержки коммунистов южного Вьетнама в этом месте не такая простая задача: там всё хорошо охранялось. А делать это было необходимо – т.к. средством борьбы с южанами была избрана партизанская война. Надо было действовать в обход. И пути было два: по воде или в обход через соседний Лаос. Водный путь достаточно давно работал, но крупных судов у ДРВ не было. Оружие перевезти ещё как-то можно, а вот войска совсем никак.
В то же время по суше, через Лаос, поставки тоже постоянно осуществлялись. Но это действительно была небольшая тропа, изначально использовавшаяся местными жителями в мирных целях, недостаточная для переброски значительных сил и средств. И вот в 1959 году была создана 559-ая транспортная группа, основной задачей которой была организация бесперебойных поставок вооружения и сил в южный Вьетнам.
Созданная группа начала активно работать над совершенствованием тропы и превращением её в нечто более подходящее для стоящих перед северным Вьетнамом задач. Изначально в ней насчитывалось порядка 6000 человек, но к моменту, когда американцы непосредственно вступили в войну, группа насчитывала уже порядка 24000 человек. И если вначале транспортировка по тропе осуществлялась на своих плечах или на велосипедах(!), то постепенно серьёзность транспортных средств увеличивалась. Со временем это уже была не тропинка местных жителей, а целая сеть троп. К 1961 году тропы начали превращаться в дороги, и место велосипедов занял более подходящий вид транспорта – грузовики. Дороги выкладывались гравием или делались в виде гатей.
Подвиг 559 группы заключался ещё и в том, что в этом регионе имеет место сезон дождей, длящийся 4 месяца… Это если учесть, что в тех краях в принципе огромная влажность и жара. Как следствие, дороги смывало, что нарушало поставки. Но упорных вьетнамцев ничто не могло остановить. Строились мосты, склады, перевалочные пункты. Увеличивалось число грузовиков.
Применялись совсем экзотические методы доставки продовольствия по горным рекам: бочки с продовольствием сбрасывались в реки и вылавливались ниже по течению с помощью сетей. Апогеем к концу войны было создание системы трубопроводов для перекачки нефтепродуктов. Да и дороги уже строились из асфальта.
Темпы перевозок постоянно увеличивались в разы. Так, если в 1964 году в день доставлялось до 30 тонн грузов, то всего лишь через год в 1965 году доставлялось уже до 90 тонн. То же самое касалось и транспортировки военнослужащих – если раньше это были тысячи в год, то к 1965-ому – уже десятки тысяч человек.
Так в чём же состояла реальная сложность транспортировки грузов по этой самой тропе? Как американцы противодействовали этому? Как благодаря тропе ДРВ одержала победу? Я думаю, есть смысл рассказать об этом более развёрнуто. А потому до встречи в следующей статье! Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Если вам понравился материал статьи, подписывайтесь на канал и не забудьте поставить лайк!