Найти тему

Была ли тропа Хо Ши Мина тропинкой и что мы знаем о Вьетнамской войне? (часть 1)

Оглавление

Сегодня я предлагаю поговорить о тропе Хо Ши Мина. Тропа эта сыграла одну из ключевых ролей в победе Северного Вьетнама над Южным.

Минутка информации о начале войны.

Война во Вьетнаме продлилась без малого 20 лет – с 1957 по 1975 год. Хотя в реальности всё началось задолго до этого. С XIX века Вьетнам являлся колонией такой прекрасной и свободолюбивой страны как Франция. Всё шло неплохо, но началась Вторая мировая война и Франция предоставила Вьетнам в пользование Японии, так сказать, на выгодных условиях. Какие милые. Сами в колонию к демократической стране Германии, а свою колонию передовой стране Японии - отличный план! Япония же, в свою очередь, в 1944 году сообразила, что можно брать Вьетнам бесплатно, т.е. безвозмездно. Но вот незадача, в 1945 году Япония потерпела поражение, и Вьетнам остался на какой-то промежуток времени без присмотра. И старина Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), тем самым заявляя о своей независимости.

Хо Ши Мин собственной персоной
Хо Ши Мин собственной персоной

Как вы понимаете, Франции пришлось срочно восстанавливать демократический порядок в отбившейся от рук колонии, чем они безуспешно и занимались на протяжении 8 лет с 1946 по 1954 год, да ещё и при финансировании США. Финансирование было огромным, но как-то его не хватило против гордых и свободолюбивых вьетконговцев. Франция выбилась из сил, и были заключены Женевские соглашения, разделившие Вьетнам по 17 параллели. Север коммунистам, юг… за свободным Вьетнамом с назначенной Францией администрацией.

Разделение Вьетнама по 17-ой параллели
Разделение Вьетнама по 17-ой параллели

Но к чему все эти дипломатические тонкости, если можно залить всё напалмом, химикатами, да ещё и воевать используя многократно превосходящее уровнем вооружение? Так и порешили. США полноценно подключилось к «воссоединению» Вьетнама, и началась уже именно та самая известная нам Вьетнамская война.

Работа не из простых...
Работа не из простых...

И зачем могла понадобится тропинка?

Тропа Хо Ши Мина
Тропа Хо Ши Мина

Слыша выражение тропа Хо Ши Мина, мы, вероятно, представляем себе джунгли и узкую тропинку, вьющуюся в глубину чащи. Так оно и было на самом деле. Если посмотреть на карту Вьетнама, это узкая, вытянутая по побережью страна, а 17 параллель — это очень небольшая полоска суши. Перекинуть силы и оружие для поддержки коммунистов южного Вьетнама в этом месте не такая простая задача: там всё хорошо охранялось. А делать это было необходимо – т.к. средством борьбы с южанами была избрана партизанская война. Надо было действовать в обход. И пути было два: по воде или в обход через соседний Лаос. Водный путь достаточно давно работал, но крупных судов у ДРВ не было. Оружие перевезти ещё как-то можно, а вот войска совсем никак.

-5

В то же время по суше, через Лаос, поставки тоже постоянно осуществлялись. Но это действительно была небольшая тропа, изначально использовавшаяся местными жителями в мирных целях, недостаточная для переброски значительных сил и средств. И вот в 1959 году была создана 559-ая транспортная группа, основной задачей которой была организация бесперебойных поставок вооружения и сил в южный Вьетнам.

-6

Боевые велосипеды в деле!
Боевые велосипеды в деле!

Созданная группа начала активно работать над совершенствованием тропы и превращением её в нечто более подходящее для стоящих перед северным Вьетнамом задач. Изначально в ней насчитывалось порядка 6000 человек, но к моменту, когда американцы непосредственно вступили в войну, группа насчитывала уже порядка 24000 человек. И если вначале транспортировка по тропе осуществлялась на своих плечах или на велосипедах(!), то постепенно серьёзность транспортных средств увеличивалась. Со временем это уже была не тропинка местных жителей, а целая сеть троп. К 1961 году тропы начали превращаться в дороги, и место велосипедов занял более подходящий вид транспорта – грузовики. Дороги выкладывались гравием или делались в виде гатей.

-8

-9

Подвиг 559 группы заключался ещё и в том, что в этом регионе имеет место сезон дождей, длящийся 4 месяца… Это если учесть, что в тех краях в принципе огромная влажность и жара. Как следствие, дороги смывало, что нарушало поставки. Но упорных вьетнамцев ничто не могло остановить. Строились мосты, склады, перевалочные пункты. Увеличивалось число грузовиков.

-10

Применялись совсем экзотические методы доставки продовольствия по горным рекам: бочки с продовольствием сбрасывались в реки и вылавливались ниже по течению с помощью сетей. Апогеем к концу войны было создание системы трубопроводов для перекачки нефтепродуктов. Да и дороги уже строились из асфальта.

Темпы перевозок постоянно увеличивались в разы. Так, если в 1964 году в день доставлялось до 30 тонн грузов, то всего лишь через год в 1965 году доставлялось уже до 90 тонн. То же самое касалось и транспортировки военнослужащих – если раньше это были тысячи в год, то к 1965-ому – уже десятки тысяч человек.

Так в чём же состояла реальная сложность транспортировки грузов по этой самой тропе? Как американцы противодействовали этому? Как благодаря тропе ДРВ одержала победу? Я думаю, есть смысл рассказать об этом более развёрнуто. А потому до встречи в следующей статье! Спасибо всем, кто дочитал до конца!

Если вам понравился материал статьи, подписывайтесь на канал и не забудьте поставить лайк!