“Horrors of the Red Planet / The Wizard of Mars / Alien Massacre” (Ужас красной планеты) (1965). 1975-й год. Астронавты на борту космического зонда «Марс-1» в результате ЧП полностью теряют контроль над его управлением и совершают вынужденную посадку на Красной планете. Запасов кислорода у них осталось всего лишь на четыре дня, и теперь им необходимо добраться до отброшенной ими основной ступени корабля, иначе Доку, Чарли, Стиву и Дороти грозит верная смерть.
Надев защитные костюмы и пройдя какое-то время пешком, они выходят к озеру, которое, в свою очередь, приведет астронавтов к пещере, из которой идет бесконечный туннель через вулканические потоки и кипящие от лавы озера. Других вариантов нет – обойти горную гряду нет возможности, а если бы она и была, на это пришлось бы потратить куда больше четырех дней. Тем временем, часы тикают, приближая их последний день и последний час.
Четверо говорят мало. Но мы постоянно слышим нарратив за кадром, который с завидной регулярностью намекает нам на то, что за землянами кто-то следит. Будучи невидимым, неслышимым. А наши герои встречают все новые и новые препятствия на своем пути. Как будто мало было озер, буквально плюющихся огнем! Следующим испытанием окажется безжизненная пустыня, в центре которой они получают сообщение, принятое Доком и остальными за сигнал, идущий от основной части шаттла.
Однако счастье было недолгим – на деле это вовсе не ступень корабля, а давным-давно запущенная на Марс беспилотная биологическая лаборатория. Сходя с ума от отчаяния, Чарли расстреливает ее, и только потом понимает, что в ней находился достаточный запас кислорода, который бы позволил всем им жить еще несколько суток. Но не бывает счастья без несчастья: начинается песчаная буря, которая обнажает конструкцию из беспорядочно уложенных камней, ведущих, словно лестница, куда-то глубоко вниз…
За всю режиссерскую карьеру иллюзионист и спецэффектчик Дэвид Хьютт снял… Да ничего он не снял. Вернее, ничего хорошего. Все его фильмы – слава богам, их было немного – подверглись разгромной критике и получили разгромные рейтинги. Считается, что «Ужас красной планеты» был лучшим творением мистера Хьюитта. Выглядит фильм и правда неплохо. Не будем обсуждать первые кадры с летящим в открытом космосе кораблем и его убранством – в конце концов, это 1965-й год.
Не будем также обсуждать молнии в вакууме, пожары на поверхности Марса и прочие милые ошибки, здесь их столько, что проще просто промолчать. Да и в конце концов, многие ли из инопланетных хорроров могут похвастаться реалистичностью? Даже высокобюджетные постановки с привлечением маститых консультантов грешат ляпами. Далеко ходить не надо. Вспомните «Гравитацию» или «Пекло» Дэнни Бойла. Оба – замечательные фильмы, но их ни в коем случае нельзя показывать тем, кто владеет хотя бы минимальными познаниями о физике как таковой и законах космоса.
Что хорошо в этой ленте, так это ее похожесть на компьютерную игру. Такое впечатление, что четверке космонавтов приходится проходить один уровень за другим, как в ином квесте, причем каждый из этих уровней может быть смертельным! Антураж великолепный. Пустыня и вулканические пещеры, жуткие озера и подземелье с кровавыми (?) потеками на стенах. Забудьте о том, что это Марс. Потому что Марс таким быть не может. Но какая разница?
Первые две трети фильма – чистой воды хоррор, даже не фантастика. Здесь нет огромного количества каких-то монстров (крабы не в счет), есть постоянно давящая атмосфера и интерес к тому, куда же сценарист закинет героев после того, как они вылезут из очередной ловушки. Финальная треть – чистой воды научная фантастика, пафосная и (во ВСЕХ смыслах) безголовая. Но в целом эта лента довольно неплоха и способна подарить немало приятных минут фанату космохоррора даже в 21-м веке. И давайте не будем забывать, сколько ей лет.
P.S. Напоследок немного юмора.
Считается, что «Ужас красной планеты» - фантастическая экранизация «Волшебника из страны Оз». Если напрячь фантазию, можно представить, что найденные астронавтами камни – Дорога из Желтого Кирпича, что Дороти, Чарли и Стив – это Страшила, Дровосек и Трусливый Тигр. А Говорящая Голова Марсианина – Гудвин (или Оз) собственной персоной. Но с таким подходом можно принять «Пилу» за экранизацию «Джейн Эйр», а «Войну и Мир» - сюжетно приравнять к «Тихому Дону».
Поэтому посмеялись – и хватит.
6/10