Политическая либерализация Восточной Европы и окончание холодной войны вернулись к националистическим чувствам, которые долгое время подавлялись биполярной конкуренцией и репрессивными методами коммунистических режимов. Балканы и Македония неправильно понимают демократию. Люди разных этнических групп должны научиться жить вместе, ни в коем случае не должны оставаться в прошлом. Вместо этого они должны избавиться от синдрома ошибочного восприятия друг друга как волчанки Хоббса.
Македония получила новую гражданскую ориентацию из Рамочного соглашения. Новую идентичность, основанную на уважении реальности, постнациональную концепцию, согласно которой Македония не является исключительно государством македонского населения, т.е. македонский народ больше не может рассчитывать на исключительную собственность в государственных делах. Предстоит создать модель общества, учитывающую различные запросы и потребности различных культурных групп, т.е. инклюзивного общества. Это модель демократического духа и идеалов возвышения. Общество должно быть избавлено от блефующей философии совместного проживания и угрожающего дискурса о разобщении по этническому признаку.
Общественную энергию следует тратить не на эмоциональные бои за прошлое, а на те, которые направлены на более прекрасное будущее. Общество должно быть избавлено от этнических конфликтов как острой проблемы и от «македонского синдрома». Коллективное самосознание должно быть избавлено от когтей стереотипов, мифов и историзма. Такие крайности, как идея о том, что албанцы и македонцы - два разных мира, презумпция, что характер этих двух народов не совпадает, должна быть заменена просьбой, на общих основаниях, о нормальной коммуникации, уважении различий и ценностей друг друга. Было проведено исследование, которое дает реальную картину общества, восприятия другого и недостаточной подготовки к уважению иного.
Исследования дают нам картину, которая говорит не только о толерантности и уважении друг к другу, но и об относительно высокой степени этноцентризма и близости круга ценностей собственной нации. Это должно быть связано с тем, что мы говорим о постконфликтном обществе, обществе, которое переживает процесс залечивания ран, полученных от недоверия и дистанции. В этом контексте следует подчеркнуть, что две большие этнические группы недостаточно знают друг о друге. Религиозные факторы способствуют этому, поскольку знакомство людей является ядром сакральных логотипов для создания человека. Только люди, которые плохо друг друга знают, создают разные теории заговора у себя в голове, что приводит к культурной раздробленности, культурной аннигиляции и этноцентрическим стандартам. Для общества, которое до сих пор думает, что при визуализации карикатуриста с негативным оттенком (папа, какое парламентское большинство уважает волю меньшинства?), как модель определения идентичности в культурном, этническом и религиозном аспекте, что очень важно. Эта модель требует, чтобы мы понимали друг друга в своей собственной системе ссылок и в своей культурной сфере, рассматривали ее так, как она представляет себя перед нами, а не в соответствии с восприятием, которое мы создали в нашем духе, чтобы видеть ее без собственных негативных и фиктивных предрассудков. Его второй принцип непохожести, для этого великого мыслителя, заключается в праве быть другим. Он не рекомендует радикальное смешение, синкретизм или радикальные споры. Он рекомендует уважать различия, сохранять самобытность, обладать историческим, культурным и расовым сходством, вести активный и позитивный диалог. Его третий принцип заключается в том, что он понимает, в смысле терпимости и принятия. Существует обоснование каждого пути, ведущего к истине и пониманию, хотя именно за наш счет. Оправдание состоит в том, чтобы искать аргументы в пользу оппонента, как мы это делаем для себя. Самобытность третьей Македонии многокультурна, разнообразна, поскольку человеческие общества всегда многообразны, хотя степень диверсификации варьируется от одного к другому. Только общее клонирование человека в соответствии с матрицей обеспечит существование монокультурных обществ и обществ с моноидентичностью. Исходя из этого, можно сказать, что все стремления к созданию моноэтнического общества - дело рук сизифа.
Беспокоит тот факт, что интеллектуалы обоих этнических тел (к сожалению, разделенных по этническому признаку) до сих пор придерживаются диаметральных мнений, связанных с проблемой, которая имеет решающее значение и касается всех нас как граждан, а не как наиболее рациональной социальной группы. Македония как возрожденная идентичность должна быть построена как унитарный мультиплекс, как единый элемент, состоящий из многих функционально-взаимосвязанных элементов.
Внутренняя стабильность, которая возможна благодаря изменению курса политической философии, основанного на постулате, что политика – это искусство лидерства, а не разрушение государства, приближает Македонию к евроатлантической интеграции и ведет ее к процветающему будущему. В этом контексте для мира в этом обществе большое значение имеет искоренение практики низших классов и культурного релятивизма, в соответствии с которой одни и те же ценности приписываются всем культурам. Дискриминация может привести к повторному отчуждению определенных социальных групп от государства и вызвать беспорядки. Многокультурная концепция, которая является главной темой во всем мире, является решением для открытия новой страницы в этом обществе. Это политически актуально для сближения этносов, улучшения взаимодействия и снижения уровня неприятия и недоверия друг к другу.
Принятие мультикультурализма, предусмотренного Рамочным соглашением, является необходимым условием для будущего и выживания третьей Македонии, для перехода от враждебного совместного существования к нормальному существованию. Она представляет собой совершенно новое видение будущего Республики Македония.
В этом контексте существуют живые примеры реализации концепции мультикультурализма. Примером успешного мини-культурного общества является Университет Юго-Восточной Европы, в котором преподавание ведется на нескольких языках. Все, что необходимо – это мужество, ликвидация предрассудков и прагматичный подход.