В классической музыке очень много произведений, написанных во славу Бога. Мы решили сделать небольшую подборку наиболее интересных откровений на эту тему. Ссылки на аудиозаписи даны в конце статьи.
Музыкальное приношение.
И. С. Бах
«Музыкальное приношение» Баха – настоящее сокровище. В этом произведении закодированы знания о мироздании, раскрывающие Баха не только как философа, но и как математика (музыкального логика). Грандиозность формы и полифонии просто поражают. Мы остановимся более детально на самом монументальном в этом опусе – шестиголосном ричеркаре. Это единственная шестиголосная фуга в творчестве композитора. Число 6 очень важное, ибо за 6 дней Бог сотворил землю. Это вневременной музыкальный феномен, совершенный как явления вечной природы, или, говоря словами Гете, как «произведение природы из человеческих рук».
Торжественная месса.
Гектор Берлиоз
Музыкальная модель опуса во многом схожа с работами Луиджи Керубини, но изобретательное Kyrie, мягкая Gratias (чья тема будет использована в «Фантастической симфонии»), сложная архитектура Credo и масштабность Resurrexit – пример несомненной виртуозности Берлиоза. Этим сочинением автор будто создает чувство безвременья, которое позволяет музыке прошлого сосуществовать с музыкой будущего. Даже утрата на столетия рукописи только подтверждает эту временную петлю, где раннее произведение переплелось с поздними.
С точки зрения авторского высказывания – это невинное признание любви к Господу, настолько уж чиста музыка. С другой стороны – это полное погружение в музыку и победа в стремлении обуздать ее гармонии.
Художник Матис.
П. Хиндемит
Одно из самых выразительных произведений Пауля Хиндемита – симфония «Художник Матис». Не стоит путать «Художника Матиса» с французским Анри Матиссом, композитор посвятил эту музыкальную фреску Маттиасу Грюневальду – живописцу Северного Возрождения. Главная идея опуса – это столкновение духовных устремлений человека с реалиями мировых войн. Проще говоря, это попытка найти Бога, который «умер» в контексте гитлеровской Германии. «Художник Матис» изменил жизнь автора, сделав его неким духовным проводником в немецком музыкальном мире 30-х годов.
Песнопения и молитвы для хора без сопровождения.
Георгий Свиридов
«Песнопения и молитвы» Свиридова ищут отклик не просто в душе – но в том, что православие ставит над душой, в духе, соединяющем каждого человека с Богом. Музыкальность «Песнопений», берущая исток в глубокой и чистой сокровенности церковного хорала, переходит в открытость оперную – но в «несказочной», не в исторической ее ипостаси, но в выразительной, самобытной. Свиридов использует широчайший тембр хорового пения. И открывает завесу душевной «заношенности», отягощенности бытом, бренности – над просторами невероятной по своей силе красоты. Но основной, всепроникающей темой цикла остается глубокая задумчивость человека, обратившегося к Богу и вдруг – увидевшего его.
Литургия Святого Иоанна Златоуста.
П. И. Чайковский
В мелосе «Литургии», несмотря на то, что в ней практически не использованы традиционные распевы, – интонационная связь с отдельными мелодическими оборотами все же улавливается, видимо потому, что композитор «ухватил» суть литургического мелоса на основании своего церковного слухового опыта. Однако, ценность «Литургии» Чайковского прежде всего в другом, пожалуй, это было первое авторское литургийное сочинение, отличающееся мелодико-гармонической цельностью всего чинопоследования в противовес т.н. репертуарному подходу к богослужению.
Ссылки на Яндекс.Музыку:
1. И. С. Бах – Музыкальное приношение
2. Г. Берлиоз – Торжественная месса
3. П. Хиндемит – Художник Матис