Ну все, приехали. Иными словами: «пропал Калабуховский дом». Неделю назад захожу в родной подъезд — а навстречу табор. У нас соседи снизу выехали, квартиру сдали (напомню — живем в городе Вантаа, Финляндия). Только этого, думаю, не хватало. Самое смешное: ничего против цыган не имела никогда. До тех пор пока не выяснилось, что теперь придется с ними жить под одной крышей.
Да, вот такая вот проверочка на вшивость мне выпала — ксенофоб я или кто, или где. Я-то всегда думала, что для меня все нации, все народы-этносы — едины. С нами в подъезде кто только не живет, кстати. И хоть бы одна жилка дрогнула. Ни один человек не заставил меня боязливо поёжиться. Но цыгане — каста особая. Тут невольно содрогнешься, памятуя все легенды.
Не, я конечно же невозмутимо сказала «привет!» А сама думаю — интересно, что у нас тут теперь будет? Неделю живем — прислушиваемся. И ведь, что самое интересное, тихо! Мы-то решили, что начнутся пляски с бубнами, пропажи развешанных для сушки ковров из общей стиралки, заходы по-соседски за солью-спичками, на «погадать», или хотя бы пение под гитару будет раздаваться из-за дверей. Короче, мы ждали веселья. Мы ждали айнанэ. А его нет. Даже обидно.
В России, кстати, мне лично с цыганами везло. Была пара случаев, когда цветастые тетечки увязывались за мной на улице. Но в мои честные глаза сколько не смотри — ничего не высмотришь. Говорю: хошь — гадай, хошь — мимо проходи. А кошелек у меня пуст. И они проходили мимо. А в детстве, помню, они еще ходили по квартирам. Это были еще те времена, когда незнакомым людям двери открывали. Им было принято подавать пару медяков, меня так мама научила. Дом у нас был бедный, цыгане зла нам не причиняли — что с богемы взять? Они сами богема! Понимали нас, стало быть.
И должна сказать, что нашенские цыгане мне нравятся больше. Они какие-то естественные. Вот финские — это театр и с боку бантик. Во-первых, если вы не знали, они все обязаны носить свою «национальную» одежду. Если не надеваешь ее, то тебя государство лишает статуса «малого народа», а стало быть перестает за этот статус доплачивать. Какой цыган захочет лишиться халявных денег?! Вот и носят.
Кто их одежду в «национальную» записал — без понятия. Видимо, исторически сложилось. Потому что к нашему представлению о цыганской одежде она отношения не имеет. На женщинах всегда блузка или кафтан с оборочкой, но главное — черная длинная юбка на баске, похоже, как будто ее владелица влезла в центр круглого стола. Поговаривают, что под таким костюмом хорошо товар прятать. Читала где-то, что однажды цыганку заловили с 9 килограммами разных продуктов под юбкой на кассе. Думаю, влезет и больше.
Второе, что поражает — они не похожи на цыган лицом. Часто они похожи на финнов. То есть, по всей видимости, в цыганские семьи постепенно входят другие национальности и ассимилируются. Кстати, если видите сидящих на улицах и просящих милостыню людей, похожих на цыган — это не они, это приезжие румыны (про них мы писали, ссылку поставлю в конце этой публикации).
Третье — их называют «рома» (в принципе, собирательное «ромалы» мы и в России слыхали). Но часто встречается другое словечко: «Mustalaiset». Интересно, обидное ли оно для цыган? Ведь если перевести — это будет «черненькие». У нас когда так людей называют, это с обидным привкусом словцо. Поэтому мне это было здесь удивительно узнать.
Но в целом, черный шлейф тянется за этой народностью, чего греха таить. Недавно читала в прессе, что цыгане совершают убийства в 16 раз чаще, чем коренное население. На что цыгане смертельно обиделись. Не на статистику, а на то, что их выделили в отдельную касту, сравнив с другими этническими группами. Они, оказалось, причисляют себя к финнам, хотя и придерживаются своего статуса «национального меньшинства» )) А буквально вчера узнала, что один из их уникумов, выбившихся на самый верх, то есть особа, приближенная к депутатам, правительству и прочая-прочая, при этом владелец цыганского театра, на самом деле просто устроил там вертеп, совращая несовершеннолетних финок с помощью харизмы, гипнотического обаяния и одной русской дамы (что обиднее всего).
Встречала статистику, что в Финляндии этот малый народ составляет 12 тысяч человек. Ровно половина из них — безработные. Всего 80% закончили 9 классов. У остальных и такого образования нет. Лишь единицы пошли учиться дальше. Заняться стало быть большинству нечем. Привычные для цыганского уклада профессии давно ушли в небытие — сапожники, лошадники. Вот и держатся за свои одежки, так хоть от государства перепадает шерсти клок. Но промышляют они и другим способом.
Тем самым!! Вот не думала, не гадала, что когда-нибудь услышу в свой адрес такое обращение. «Дорогая госпожа», - кто-то запел рядом вкрадчивым голосом и тронул за локоть. Смотрю — стоит, любезная! Юбка в пол, жабо на блузке, прическа всклокоченная. Ну хоть на настоящую цыганку похожа. В глаза смотрит со значением, сулит явно дорогу дальнюю и червонного короля. А я тогда только-только в Финляндию переехала, понимала еще плохо совсем. Но по интонации и так понятно — позолотить ручку просит. «Да уж, нашли госпожу», - мысленно хмыкнула я. А сама говорю: «Господа все в Париже! Пардон, дескать, мадам, ни цента, как назло». И глазами своими честными хлопаю. Ну она пошипела чего-то на финском, и отошла. Вежливые тут все. И тихие. Даже цыгане.
про румын-попрошаек на улицах Финляндии читайте здесь
И ее немного про жизнь в нашем веселом доме:
Не плачь, если удобства в подвале: наш финский дом изнутри
Как мы чуть не сдохли от косметического ремонта нашего дома в Финляндии
Как в замочную скважину разглядеть разницу финнов и русских
Эта публикация оказалась для вас полезной? Подписывайтесь на наш канал Финляндия зовет на Яндекс Zen! Мы ждем ваших вопросов, комментариев, предложений, упреков, похвалы и прочих проявлений человеческих страстей finnishneito@yandex.com . Надеемся, что поможем сделать ваше пребывание в Финляндии и комфортным, и неповторимым!