Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: VOIVOD "Nothingface" (1989)

VOIVOD - Nothingface (1989)

Songs / Tracks Listing: 1. Intro / The Unknown Knows (5:55); 2. Nothingface (4:14); 3. Astronomy Domine (Pink Floyd cover) (5:30); 4. Missing Sequences (5:50); 5. X-Ray Mirror (4:28); 6. Inner Combustion (3:48); 7. Pre-Ignition (5:12)
8. Into My Hypercube (5:04); 9. Sub-Effect (4:30) Total Time: 44:31
Bonus disc from 1989 MCA Special Edition: 1. Into My Hypercube (5:02)
2. Missing Sequences (5:46)
Total time 10:48

Line-up / Musicians: - Denis Bélanger "Snake" / vocals
- Denis d'Amour "Piggy" / guitar
- Jean-Yves Thériault "Blacky" / bass
- Michel Langevin "Away" / drums

Releases information: Artwork: Michel Langevin with Ioannis & Steve Sinclair (Art direction and design)
LP MCA Records (Canada) - MCA-6326 (1989, Canada)
CD MCA Records - MCAD-6326 (1989, US)
2xCD MCA Records - MCAD-6326 (1989, US) Bonus disc w/ 2 extra tracks from the album sessions
CD Metal Mind Productions - MASS CD 1446 DG (2011, Europe) 24-bit remaster Limited Edition

Каков основополагающий критерий прогрессивной музыки? Запредельное техническое высокомерие, вынуждающее методично скальпировать традиционные гармонии и последовательности? Полифоническая экзальтация и тяготение к синтезу крупных музыкальных форм? Сплав многослойного инструментального перфекционизма и продуманной до мелочей концептуальности? Извилистые структуры, держащиеся на отточенном исполнении замысловатых фраз? Voivod, которым всегда удавалось проникнуть в суть вещей, с каждым альбомом демонстрируют, что создать каскад нетривиальной музыки возможно и за неимением перечисленных компонентов. Тем временем, рецепт «Nothingface», полученный в результате хитроумных опытов над трэш-металлом, достаточно лаконичен, если, опасаясь недооценить экстравагантную музыкальную палитру, не сказать прост: не имеющая аналогов техника и понимание игры гитариста Дэни «Пигги» Д’ Амура, пикантное джазовое эстетство и интеллигентная интерпретация настроений пост-панка. И обязательное почтение наследия Pink Floyd, Rush и King Krimson. Впрочем, есть ещё одно обстоятельство. В 1989 году в ходе будничного медицинского обследования Дэни Д’Амуру был поставлен кошмарный диагноз — аденома гипофиза. Судя по всему, причина его необычного видения музыки заключалась в изменённом опухолью восприятии мира, поскольку гипофиз является структурой, в том числе ответственной и за этот процесс. Оставим в стороне прослеживание прочих эффектов от сдавливания мозговых оболочек и взгляды оккультных практик на «третий глаз» организма, проигнорируем и известное литературное произведение — ситуация не располагает. Вместо рискованной операции, Дэни назначили экспериментальное лечение гормонами, впоследствие повлекшее за собой ещё одну космическую драму во вселенной Voivod. Такова расплата за талант.

«Dimension Hatross» завершил трэшевую эру коллектива, а концептуальным ядром «Nothingface» стала идея погружения ключевого персонажа «Voivod» (биомеханического монстра пост-ядерной эры), в глубины собственного подсознания. Ценной чертой Voivod является нежелание от альбома к альбому зондировать идентичную тематику, и хотя разрозненные концепты двух первых дисков команды («War and Pain», «RRROOOAAARRR!») оформились в сюжеты социальных осложнений технократического будущего («Killing Technolody»), немногим позже ставшие концептуальной фабулой «Dimension Hatross», к 1989 году на «Nothingface» команда предложила цикл оторванных от реальности рассуждений о депрессии, ментальной изоляции и страхе, заглушаемых шумами индустрии и телеэкранами, являющихся оставшись с личностью наедине. Остался прежним аллюзивный подход: «Pre-Ignition» и «Missing Sequences» повествуют о колонизированной планете, богатой алюминиевой рудой, в процессе добычи и обработки которой старатели сходят с ума, теряя этническую идентичность, уникальную культуру и религиозные убеждения. Вариантов интерпретации множество, но убедительнее других фигурируют следующие. Крупнейший в Канаде металлургический комбинат (Alcan Jonquiere Works), трубы которого виднелись из окон музыкантов в Жонкьере, являлся не только важным экономическим органом промышленности страны, но и причиной возникновения болезни Альцгеймера у многих рабочих. Многие из нас, изо дня в день окунаясь в будничную рутину, перестают грезить высокими целями, постепенно теряя индивидуальность и желание самосовершенствования. Композиция «Nothingface» о той же потере, когда попытки убедить себя и окружающих в том, что «так и должно быть», уже не действуют, и возникает страх. В том числе, страх увидеть настоящего себя, когда ничего не остаётся, кроме как в припадке леденящего озарения разбить зеркало («X-Ray Mirror»). Интерес к гипотетическим контактам древних племён с инопланетянами («The Unknown Knowns»), банальную идею которой спасает личностный взгляд; апологетические рассуждения об алхимии («Inner Combustion»); ощущения от эффектов линейных измерений в замкнутом пространстве («Into My Hypercube») и другие достойные внимания расследования таким же образом воплощены в ажурных лексических хитросплетениях.

Щедро распространяя фимиамы на концептуальную составляющую, для восторгов в сторону собственно музыкальной следует припасти пару дополнительных емкостей. «Nothingface» стал первым диском Voivod, выпущенным под патронажем мэйджор-лейбла MCA. Учитывая феноменальный талант музыкантов, сотрудничество гарантировало практически совершенное качество продукта. К сдувающему космическую пыль первых релизов и во всех отношениях не металлическому, прозрачному, насквозь иррациональному риффингу был присовокуплен базис цифровой технологии; сюрреалистические изгибы стального стержня обволакивают посредством компонентов арт-рока, пост-панка, неосязаемой мелодики нью-вейв и джазовых россыпей в нервном психоделическом микроклимате. Контролируемая асимметрия специфического вокала Дэни Беланже, атипично выстроенных басовых партий Жана Ив-Терьо, вступающих в странное созвучие с гитарой Дэни Д’Амура, неординарна.

Хотя материал «Nothingface» сложен, дисгармоничен и апеллирует к нелинейным ритмам настойчивее, чем все остальные работы коллектива, анализ комплекса связанных с Voivod обстоятельств располагает к тому, чтобы считать данный этап их творчества более схожим с методами арт- и прог.-рокеров, нежели грандов техничного трэш-металла Toxik и Mekong Delta, вне эстетского элитизма обеих сторон. Во время прослушивания не покидает чувство уверенности, что держишь в руках одну из наиболее стилистически уникальных и впечатляющих пластинок.