О творчестве БГ.
“Этот поезд в огне…” (одноименная песня Бориса Гребенщикова и группы “Аквариум”)
Поезд современной поэзии, который мог бы нестись на всех порах по пути лучших традиций прошлых поколений, тем не менее идёт, причем весь в огне сгорающих дотла принципов, в одном направлении, а развитие, идеалы и убеждения подавляющего большинства потребителей словесной информации (именно так: не вдумчиво читающих, а поверхностно проглатывающих тексты) катятся в противоположном. Еще эти рэперы - псевдо-сочинители (более общий термин “эм-си исполнители”), собирающие миллионные толпы фанатов-поклонников и раззадоривающие слушателей всякой всячиной, практически не утруждаясь смысловой насыщенностью своих песен, ритмично баламутят воду, вставляя палки в колёса правильных путей развития культуры... Хотя, о чем тут говорить: спрос рождает предложение. Толпе, жаждущей сиюминутных ярко-жестких впечатлений некогда заморачиваться глубинами оттенков переживаний, чувств, метаний-сомнений...
Ладно, об общих тенденциях как-нибудь в следующий раз, а теперь более конкретно про творчество Бориса Борисовича Гребенщикова и группы “Аквариум”.
Так уж сложилось, что я, без малого, 25 лет слушаю его вещи. Поэтому, думаю, имею право сказать свои пару слов.
Мой коллега по судейству конкурсов Литературной Гостиной на сайте Поэмбук Константин Жибуртович как-то выразился по поводу творчества БГ: “…Его «Выживаемость» – образованность и всеядность. «Игры в Дилана – Леннона – Джойса» лишь часть его творческой многоликости. В следующей песне он свободно гуляет по территории русской классики, от Пушкина до Вертинского…”
Да, у БГ постоянно идет широчайший поиск, как в смысловых оттенках (слова из разных языков) всевозможных, даже можно сказать всемирных (в частности, православных, буддийских и т.п.), концепций мироустройства, так и среди редко применяемых музыкальных инструментов, которые он использует в своих композициях. Порой сложно выделить “зерно смысла” или даже энергию воздействия, которые являются главными составляющими его песен, оказывающих уникальное воздействие на слушателя.
Так что же нас в них мощнее всего ошарашивает: музыка или текст?
Иногда в некоторой части произведения главенствует текст, точнее некоторые фразы или даже отдельные слова: "Он был известен, как тот, кто никогда не спешит, когда некуда больше спешить", “В доме спит зверь. В доме ждет ангел.” или вот еще
" На картинах святых я незримый намек на движенье,
В новостях CNN я - черта, за которой провал;
Но для тех, кто в ночи, я звезды непонятной круженье,
И последний маяк тем, кто знал, что навеки пропал..." …
и тому подобное, или не-подобное, но точно бесподобное.
А порой именно музыка (точнее некоторые музыкальные фразы) настолько проникают в глубины сердца, души, сознания, подсознания, чувств и чего-то еще, что, слушая, ты явно понимаешь, что никакие слова не могут выразить суть с подобным накалом. И это уже новые ступени просветления искателей истины (здесь, думаю, участвуют уже все члены группы “Аквариум”), достигших в своих творческо-музыкально-смысловых поисках чего-то настолько иррационально-зазеркального, но действительно существующего, что надолго застревает в мозгу любого открытого и готового для подобных впечатлений слушателя. Пример: дудука Дживана Гаспаряна в песне “Северный цвет”.
Вникая в суть его творчества, похоже БГ с одной стороны можно назвать недо-поэтом и недо-музыкантом (что и привело к тому, что он до сих пор официально нигде не принят, насколько мне известно), а с другой - выдающимся соединителем глубоко-мудрого словесного с много-инструментально уникально музыкальным.
БГ постоянно и неумолимо (“А из моей прорехи песни так и льются. Льются, льются, да не выльются никак.”) бродит по неизведанным территориям подобно необъяснимо вдохновленному сталкеру из «Пикника на обочине» братьев Стругацких, неустанно рыскающему по аномальной зоне в поисках удивительных артефактов. Именно поэтому коэффициент полезного действия у него крайне мал: на восемьдесят процентов рабочего материала (непонятных фраз, странно подобранной музыки и т.п.). приходится всего лишь двадцать процентов искрящихся самородков-открытий (смысловых и музыкальных). И эти двадцать процентов – настоящий клад, добытый в неустанном и нескончаемом труде!
Проблема еще и в том, что понять, почувствовать, принять, пропустить изумительные плоды его поисков и усилий через себя могут лишь те, у кого в одинаковой степени и достаточно развито восприятие тончайших оттенков, как слов, так и музыки.
Но, на самом деле, все это не так и существенно. Главное: сам БГ и есть тот замечательный поезд, который постоянно в огне, в огне творческого поиска! И подольше бы ему еще не хотелось спрыгивать с этого поезда, чтобы начать почивать на заслуженных лаврах. А уж творческий тупик ему явно не грозит.
картинка из интернета