После того, как многие исследователи разработали концептуальные и оценочные инструменты для самооценки, большое количество исследований изучило взаимосвязь между самооценкой и различными результатами с точки зрения здоровья, адаптации и производительности.
Большинство выводов в этом
отношении кажутся относительно позитивными, продвигая социальную норму, согласно которой самооценка является хорошей и способной совершенствоваться, например, в отношении психического здоровья самооценка негативно связана с депрессией.
Что касается агрессии, Уокер и Брайт
рассмотрели девятнадцать исследований и сообщили, что двенадцать из них выявили негативные отношения между самооценкой и агрессией. Более того, самооценка неоднократно связывается с успеваемостью.
Тем не менее, мы не можем игнорировать тот факт, что такое же количество или, возможно, больше исследований предоставили отрицательные или нулевые результаты в отношении взаимосвязи между самооценкой и полезными результатами.
В частности, исследования, в которых
можно сделать вывод о причинно-следственных связях, описывают отсутствие позитивных взаимоотношений.
Например, Баумейстер и его коллеги
неоднократно описывают отрицательные результаты, касающиеся предполагаемой положительной связи между низкой самооценкой и агрессией, показали, что чувство собственного достоинства не оказывает независимого влияния на агрессию, предполагая вместо этого, что люди с высокой самооценкой и высоким нарциссизмом становятся наиболее агрессивными при оскорблении.
Что касается успеваемости, исследования, которые проводились с использованием продольных исследований, чтобы усилить предсказательную силу причинности, показали, что самооценка не имеет прямой причинно-следственной связи с успеваемостью, но этот социально-экономический статус.
IQ и начальная успеваемость улучшают
самооценку и успеваемость. Более того, интервенционные исследования позволили получить более четкие данные о том, что программы повышения самооценки снижали успеваемость или, по крайней мере, не повышали успеваемость.
Самооценка не имеет прямой
причинно-следственной связи с успеваемостью, но социально-экономический статус, IQ и начальная успеваемость улучшают самооценку и успеваемость.
Между тем, позитивные отношения между самооценкой и счастьем или удовлетворением жизнью, а также вышеупомянутые негативные отношения между самооценкой и депрессией были относительно стабильными явлениями.
Однако эти устойчивые отношения могли возникнуть из-за ошибок в измерении переменных.
Пункты в анкетах для самооценки и
счастья или удовлетворенности жизнью включают аналогичное содержание, в то время как в анкетах для самооценки и депрессии есть обратное содержание, что говорит о том, что результаты были бы естественным образом получены из-за предсказания их положительного или негативные отношения заранее.
Кроме того, чувство собственного достоинства, счастье, удовлетворенность жизнью, в этой связи следует отметить, что целевая группа, созданная Баумейстером и его коллегами по заказу Американского психологического общества (в настоящее время - Ассоциация психологических наук), была проведена с целью определить, насколько самооценка эффективна и, если она эффективна, то, за какую область ответственности.
В 2001 году они нашли более 15 000 статей, касающихся самооценки с использованием различных баз данных.
После этого с помощью своих
ограничительных критериев они обнаружили, что в большинстве статей не использовались соответствующие методы для прогнозирования причинно-следственной связи между самооценкой и различными личными и социальными критериями.
В результате они выбрали относительно немного исследований, которые пережили первый экран.
Как следствие, они пришли к выводу, что
чувство собственного достоинства не уменьшает агрессию, курение, употребление алкоголя, употребление запрещенных наркотиков или раннее сексуальное поведение, формирование негативного заключения в отношении эффективности самооценки.
Они также отрицали эффективность программ по повышению самооценки в клинических и образовательных учреждениях.
Таким образом, многие предыдущие
исследования выявили отрицательную или нулевую связь между самооценкой и личными и социальными выгодами, что указывает на потенциальные риски, присущие программам, направленным на развитие чувства собственного достоинства в школах и общинах.
Однако, несмотря на эти негативные научные результаты, исследования и образовательные усилия, связанные с самооценкой, продолжались.
Относительно этой тенденции Слейтер писал:
Самоуважение как конструкт, как квази-религия, вплетено в традицию, которая определяет и ограничивает нас как американцев. Если бы нам пришлось деконструировать самооценку, поставить под сомнение ее ценность, мы бы в некотором смысле подвергли сомнению, кто мы, на национальном и индивидуальном уровнях.