В Ставрополе на улице Бруснёва стоят два общежития с совершенно разной судьбой. В доме № 4 три года назад обвалилась стена, а в общаге № 6 посыпалась в марте 2019-го.
В первом сделали ремонт, а жильцы второго (признанного аварийным) решили судиться с мэрией, хотя администрация готова выкупить жильё. Что не устраивает собственников в предложении мэрии?
«До сих пор администрация ничего не предприняла»
Длинные обшарпанные коридоры шестого общежития украшают старые мультяшные рисунки. На одной из дверей надпись «Не стучать». Здесь живёт Анжела Аракелова — старшая по дому. Стол в её кабинете занимают кипы бумаг. Это документы от жильцов, подготовленные для обращения в суд.
«Мы продолжаем проживать в аварийном доме. 96 квартир пустых, люди бросили жильё и пошли жить в съёмных. Всего 186 квартир, четыре квартиры выселили, а воз и ныне там», — говорит старшая по дому.
Постановление о признании дома аварийным администрация выдала ещё 7 февраля прошлого года.
«Вот постановление администрации от 7.02.18: «Установить срок отселения физических и юридических лиц в течение 11 месяцев». До сих пор администрация ничего не предприняла», — продолжает Аракелова.
Между тем в мэрии сообщили, что выкуп жилья идёт полным ходом.
Специалисты уже оценили стоимость недвижимости. Однако жильцы с такими цифрами категорически не согласны, поэтому заказали оценку у независимой фирмы. Разница получилась почти в миллион рублей.
В качестве примера Аракелова приводит 115 квартиру.
«Здесь живёт Зиновьева Наталья Георгиевна. Оценили её квартиру в 467 937 рублей. Вместе с землёй — 522 227 рублей. Мы сделали независимый отчёт — обратились в фирму. Цена по независимой оценке — 1 484 496 рублей. Сюда входят места общего пользования, компенсация за непроведённый капремонт, все убытки собственника на момент переезда. У нас отчёт составлен достаточно грамотно. Всё включено: госпошлины, грузчики, машины».
Говоря о такой разнице в цене, Аракелова настаивает — это уже не общежитие, а многоквартирный дом.
Приватизация прошла ещё в начале нулевых. А ремонт делать здесь нельзя.
По оценке другой экспертизы, в здании запрещены любые вибрационные работы, утверждает собеседница.
«В бюджете администрации предусмотрены средства для переселения на 2019–2021 год. Но разве такой дом простоит до 2021 года?» — вопрошает жительница.
«За пару «квадратов» хотят полтора миллиона»
К диалогу подключаются другие жильцы. Жалоб у них много и на управляющую компанию «Агрострой-Универсал».
На голову регулярно сыплется штукатурка, дворник давно не убирает. Недавно прорвало отопление.
А в марте из угловой стены посыпались кирпичи. История была громкой, но разрешилась тихо. Власти города настаивали на ремонте, а жильцы рабочих не пускали (напомним, в здании нельзя проводить вибрационные работы!). В итоге отверстие в стене «управляйка» заложила кирпичами.
Нам удалось связаться с конкурсным управляющим фирмы Артёмом Черняком (он назначается, когда в доме меняется управляющая организация — с 1 декабря общежитием № 6 будет управлять УК «Гамма»). Происходящее в шестом общежитии он назвал «беспределом»:
«Трубу у них прорвало ночью. Приехал со своим мастером, но мне кричали: «Кто ты такой»? Я представился, но мне заявили, что не пустят. С горем пополам посмотрел и перекрыл воду, вызвал аварийную службу, чтобы сделали отопление».
Стена в доме действительно «ползёт» вниз, говорит собеседник. На стыке стен есть труба, которая от давления уже «сложилась гармошкой». Остальные начали лопаться. В этом он усматривает вину двух сторон: и «управляйки», и жильцов.
«Я не могу им сделать ремонт. Оплатил аварийку, предложил временное решение. У них действительно нельзя проводить вибрационные работы. А недавно уже прорвало теплообменник — настолько всё запущено и прогнило за эти годы. Я приезжаю и предлагаю варианты. Они заявляют: «Нет, мы не хотим. Вы сейчас начнёте тратить деньги, а мы ждём, когда получим выплаты за жильё».
Теперь Артёма Черняка регулярно «закидывают жалобами». Сам же управляющий считает, что администрация предложила хорошее решение проблемы, а жильцы просто тянут драгоценное время.
«Узнал, что их долго не переселяют. Решил как юрист всё разузнать. Администрация назначила выплату по кадастровой стоимости — около 400 тысяч за комнату. А они за пару «квадратов» хотят полтора миллиона. Мы просто не можем договориться. Старшая по дому не понимает, как это выглядит юридически. Они уже давно должны были подать документы и получить деньги. Но теперь подают в суд и ждут, что им выплатят по полтора миллиона».
А сколько стоит переезд?
В агентстве недвижимости «Этажи» рассказали, что актуальная средняя рыночная стоимость комнаты в общежитии Ставрополя — около 500 тысяч рублей. За эти деньги собственники сейчас и покупают, и продают жилплощадь. Откуда разница в миллион рублей?
В этом вопросе попробовала разобраться частный специалист по оценке имущества Марина К. (имя изменено по желанию собеседницы). Согласно эксперту, оценка затрат на те же грузоперевозки указывается не в основном договоре, а в приложении к нему. Иными словами, это дополнительная опция и перечень оцениваемых критериев составляется по запросу заказчика.
«В идеале стоимость недвижимости оценивается даже без учёта ремонта. Как правило, рассматривается только техническое состояние объекта. Дополнительные параметры определяются в техзадании к договору между оценщиком и заказчиком. Именно заказчик определяет различные издержки».
Однако такую наценку специалист назвала нереальной. В совокупности все издержки не могут вылиться в дополнительный миллион рублей, считает ставропольчанка:
«Полтора миллиона — это цена благоустроенной однушки. Потолок стоимости комнаты в общежитии — 700 тысяч рублей».
Альтернативная реальность
У соседнего общежития № 4 совсем другая история и другая управляющая компания — «Гамма». Стены коридоров сейчас выглядят здесь не хуже, чем в новостройке. Когда-то дом тоже трещал по швам. Однако здание аварийным так и не признали, рассказала управдом Мария Кадиева.
«В декабре ремонт закончили, скоро будет год. Мы стараемся всё сохранить. Изначально у нас была идея, чтобы дом признали аварийным и выдали другое жильё. Однако большинство проголосовало за восстановительно-ремонтные работы».
Обвал северной стороны дома произошёл в 2017 году. Причина: плесень, сырость, ненадлежащий уход за санузлами.
Тогда жильцы сразу же обратились в МЧС. Всё необходимое сделали в сжатые сроки. Сейчас о переселении не идёт и речи, признаётся Мария.
«Мы уже смирились, что нас просто отремонтировали. Тем более будущее туманно. Люди привыкли, начали продавать и покупать жильё».
Суды, к слову, здесь тоже были. Была и независимая экспертиза, и адвокат. Это ни к чему не привело, сообщила девушка. А вот вопросы к «управляйке» всё же есть: что-то решается быстро, иногда приходится обращаться в краевой жилнадзор. В ведомстве же сообщили, что жалоб по поводу работы УК «Гамма» в этом году не поступало.
«Дом под управлением фирмы уже 5–6 лет. Что-то делали сами: они привозили материалы. Глобальный ремонт проводили они. В других общагах всё же платёжеспособность низкая. Соответственно, «управляйка» не так тщательно заботится о домах».
«Дети уже болеют»
Речи о капитальном ремонте в доме № 6 уже не идёт: здание аварийное, подлежит сносу и не входит в краевую программу по переселению. Об этом говорят в мэрии. Речи о косметическом — покрасить и «подлатать» стены, убрать свисающие провода своими силами до переселения — тоже. Это уже позиция жильцов.
«Вообще на нас забили. В прямом смысле слова. Взяли молоток и гвозди, не получилось забить, взяли клей «Момент». Заклеили», — уверена управдом Аракелова.
Судиться с администрацией хотят больше 130 собственников. Главная претензия — низкая цена за «квадраты» в общежитии.
«Мы считаем, что ремонт — нецелевое расходование. Даже если покрасить, смысл? Во всех комнатах плесень, много раз пытались её убрать. Дети уже болеют», — пожаловались собственники.
Продавать комнаты или делать косметический ремонт ставропольчвне не планируют. По их мнению, это нецелесообразно, ведь на носу суд.