Римская империя немыслима без своей армии, в основном, конечно, из-за ее роли в завоевании, оккупации и обороне обширных территорий, находящихся под римским владычеством.
Однако значение императорской армии первых трех веков н.э. выходило далеко за рамки ее роли в качестве боевой силы. Потому что это был, несомненно, крупнейший государственный институт императорского Рима, и единственный такой институт, члены которого присутствовали во всей империи в значительном количестве.
Во время правления императора в качестве фактического главнокомандующего армия середины II века нашей эры насчитывала около 400-450 000 солдат и офицеров (примерно 5-7,5 на тысячу жителей империи) из всех слоев общества свободного происхождения и почти из всех частей империи.
Его организация в качестве постоянной армии профессиональных солдат регулировалась в основном рациональными принципами и характеризовалась конкретными ценностями и идеальным поведением, а также иерархической структурой и бюрократическими процедурами. В качестве боевой силы римская армия остается непревзойденной с точки зрения успеха и эффективности.
Во многом это было связано с особенностями военной культуры страны и непрерывной подготовкой ее военнослужащих. Успех имперской армии был еще больше усилен ее способностью адаптироваться к новым задачам и военным вызовам и поддерживать в кризисные времена многие традиционные и проверенные временем характеристики.
Условия службы и структура
Император Август (27 г. до н.э.) реорганизовал и переопределил римскую армию во многих отношениях и в несколько этапов за многие годы своего единоличного правления. Он впервые в своей истории снабдил город Рим постоянным гарнизоном, а Средиземное море - постоянным римским флотом. Но самое главное, он официально преобразовал армию в полностью профессиональное и постоянное учреждение с постоянно совершенствуемой техникой. Подавляющее большинство солдат вскоре были размещены в отдаленных провинциях (в основном вдоль северной и восточной границ), где они должны были обеспечить мир и процветание империи.
Для подавляющего большинства римских солдат первых двух веков н.э. военная служба определялась не крупными боевыми действиями, а военной подготовкой и повседневными обязанностями (по большей части) в лагерях и вокруг них. Однако в третьем столетии враждебные вторжения в империю и гражданские войны значительно увеличили численность армии в бою. В 13 г. до н.э. Август (и Сенат) оформил условия службы, иерархии и пособия на увольнение всех подразделений римской армии.
Август также определил военный кодекс поведения, дисциплинарный кодекс, который формализовал военную подготовку и дисциплину и тем самым регулировал повседневную жизнь солдат, а также права и обязанности их командиров. Все больше подчеркивалась роль императора как фактического главнокомандующего и его значение как ответственного за победу, а также за благосостояние всех воинов и всех жителей империи.
Военная присяга (сакраментум), присутствие императора во время походов, императорские заявления и знаки внимания (например, военные награды или денежные подарки), изображения монет, военной техники и монументальных рельефов, ритуалов и т.д. способствовали установлению прочных связей с монархом во всех чинах и частях.
Другие меры, такие как запрет на законные браки или покупку земли в гарнизонной провинции, заключались в том, чтобы не дать солдатам связать себя узами брака за пределами их военного мира.
Типичная структура регулярных подразделений подразделяет рядовой состав на подавляющее большинство рядовых солдат, получающих базовое денежное довольствие, младших офицеров, получающих денежное довольствие в полтора раза, и старших младших офицеров, получающих двойное денежное довольствие.
Следующими по рангу (и подразделенными на несколько уровней иерархии) были центурионы, которые командовали ЦЕНТУРИЕЙ из примерно восьмидесяти человек или получали другие важные приказы. Декрионы, их эквивалент в кавалерии, командовали ТУРМА из 32 всадников. Будучи профессиональными офицерами с широким кругом военных и административных обязанностей, сотники составляли основу офицерского корпуса императорской армии.
Целые части находились под командованием сенаторов или рыцарей, которые редко служили более двух-трех лет в одном и том же отряде и не были профессиональными солдатами. Сенаторы консульского ранга командовали целыми провинциальными армиями на одинаково короткие сроки (за исключением провинций Египет и Месопотамия, где все командования были закреплены за конными офицерами).
Римская имперская армия состояла из пехоты, кавалерии и военно-морских подразделений, расположенных в основном в отдаленных провинциях, где легионы римских граждан под командованием сенаторов оставались основой вооруженных сил Рима до конца III века нашей эры.
Гражданство и социальный статус определяют будущий тип воинской части и ее начальное звание (офицер или солдат), а следовательно, условия службы и пакет льгот и премий, которые он будет получать после почетной увольнения. Размер тела, физическая сила и полезные навыки, конечно, также были важными критериями, но рабы, осужденные преступники, а также актеры и другие лица, которые считались неподходящими, были официально лишены права служить в римской армии.
Однако военные ресурсы Римской империи не ограничивались частями ее регулярной армии. Войска зависимых королевств, местные ополченцы, нерегулярные контингенты и подразделения иностранных наемников или военнопленных также могут быть переданы под высшее римское командование. Многие из них сражались как элитные войска со специальными боевыми навыками и в конечном итоге были преобразованы в регулярные подразделения римской армии.