Счастлив тот, кто способен удержать мгновение. Счастлив тот, кто нашел себя. Счастлив тот, кто считает себя таковым. Аян Исин a.k.a Aniports, успевший за три года поработать с A$AP Rocky, Waka Flocka Flame, PrettyMuch, French Montana, Wiz Khalifa и MTV LABS, видит свой стимул в стремлении к развитию и рассуждает о силе случая, неидеальности и ответных реакциях.
У псевдонима «Aniports» есть история?
Изначально я не хотел указывать свое имя, в том числе и в социальных сетях. «Aniports» – это два слова – animated portraits (анимированные портреты). Но я не позиционировал название, как свой псевдоним. Думал, когда-нибудь моя студия будет называться именно так.
Симбиоз мультипликации и хип-хопа – это, несомненно, рецепт того, как соединить несоединимое. Ты считаешь себя счастливым оттого, что занимаешься любимым делом?
Да, отчасти. Я очень счастлив, что нашел работу, которая совмещает музыку, живопись и кино. Я благодарен случаю, что все вышло именно так, а могло и не быть.
О каком случае речь?
Музыка была моим хобби, я много писал, не все получалось. Однажды я получил приглашение к сотрудничеству с инди-лейблом в Соединенных Штатах. Но несколько раз не смог получить визу, пришлось остаться в Казахстане. Со временем понял, что сам могу написать трек и сделать на него клип. Взял зеркальную и VHS-камеру, поснимал локации и решил добавить анимацию для визуального усиления. Для этого приобрел планшет, который стоил около 20 тысяч тенге. Я вдохновлялся клипом «Take On Me» группы A-ha и A$AP Rocky – создал 10-секудную анимацию на его клип и, ничего не ожидая, выложил на Vimeo. Спустя 3 дня мне написал A$AP Yams, создатель коллектива A$AP Mob. Вот он, случай.
Чем ты сейчас занимаешься?
Работаем с Kinetik, рэп-группой из Германии. Они вышли на меня через A$AP Rocky, заинтересовались, специально для дальнейшей анимации сняли клип. Думаю, работу можно будет увидеть в августе-сентябре.
Я так понимаю, все это время вы работаете удаленно, верно? С какими сложностями ты чаще всего сталкиваешься при дистанционной работе?
Дело в том, что у меня не было опыта прямой, с глазу на глаз, работы с артистами или режиссерами, мне не с чем сравнивать, поэтому, собственно, и о проблемах говорить не могу. Сложно с точки зрения понимания друг друга. Конечно, хотелось бы поехать в Лос-Анджелес, лично познакомиться с теми, с кем работал, да и к тому же 13-часовая разница во времени. Но с другой стороны я понимаю, что намного легче работать без постоянного контроля сверху. Сидишь, никто не морочит голову, не тыкает в монитор. Команда Rocky несколько раз приглашала меня, но я им объяснял, что мы потеряем много времени на сбор документов, визы, и лучше, если я буду работать здесь.
Вот интересно послушать, что ты чувствовал, когда осознал, что клип уже залит в сеть, а просмотров с каждым днем становится все больше? Стоит отметить, что сейчас видео просмотрело более 5М человек.
– Естественно, волнение было. Но так как ничего не изменилось, а люди вокруг меня относились к этому спокойно, меня не взорвало. Больше тревоги оттого, что же будет дальше, теперь все по-взрослому, ты в игре. Есть такой момент: через две недели реакция прекращается, о тебе забывают, и приходится начинать все снова. Важно не потерять голову и идти дальше.
Была ли у тебя цель сделать свой собственный стиль узнаваемым?
На самом деле нет, не было никакого поиска. Я делаю работы из того, что вокруг меня. Например, мои родители – художники, я всю жизнь наблюдал за настоящей живописью, поэтому хотел сделать анимацию, смешанную с этими натуральными мазками – думаю, что передал это в клипе A$AP ROCKY - JD. Но создавая работу для крупного артиста, ты отдаешь ему стиль, то есть анимацию теперь будут ассоциировать именно с ним. Поэтому когда к тебе обращаются не менее крупные заказчики, им все нравится, но они просят сделать что-то похожее по ощущениям, но новое.
В пространстве виртуальной реальности, объема и масштаба, ты, напротив, склоняешься к технологиям в 2D. С чем это связано?
Я думаю, это связано с моим художественным бэкграундом. 2D не требует таких ресурсов, как 3D. Ты можешь сделать рисунок на бумаге и находиться при этом в одинаковых конкурентных категориях с такими же ребятами с Лос-Анджелеса. Может, все меньше людей хотят этим заниматься, но в сила в уникальности. Недавно я искал 2D-аниматора, как минимум, двое-трое из общего числа были очень интересными. О таких ребятах стоит говорить, потому что в силу своей скромности они сидят тихо, но в своих комнатах делают что-то большое.
У каждого творческого продукта есть определенный посыл. Что ты стремишься донести до своего зрителя?
На самом деле у меня нет времени, чтобы задумываться о том, что я хочу донести. Есть сжатые сроки, дедлайны, и ты просто максимально делаешь то, что можешь сделать. В «JD» было достаточно времени, поэтому я смог выразить дань уважения A$AP Yams, который скончался в 2015 году, через несколько месяцев после того, как написал мне. Этот человек поверил в меня до того, как я сделал это сам. Даже если песня была не об A$AP Yams, присутствовала линия с его символикой. Хотелось запечатлеть память о нем. Текст в треке очень жесткий поэтому клип получился темный, готический, для этого я взял элементы из парижских катакомб. То есть не обязательно говорить напрямую, все можно донести через свой стиль.
Как ты считаешь, что является трендом в музыкальных клипах?
Visual effects – то, что мы видим в клипах у Kendrick Lamar, тот же A$AP Rocky, Dexter Navy. Это шум, глитч, штрихи, динамичный, грубый монтаж, коллаж, который мы видим в клипе Playboi Carti – Magnolia или у A$AP Ferg – The Mattress ft. A$AP Rocky. Слышал мысль, что западный зритель насытился чистой картинкой. Поэтому сегодня актуален поиск эстетики в неидеальном.
Какая анимационная лента больше всего привлекает?
«Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки. Я долгое время был противником аниме, с тех пор как в детстве «Сейлор Мун» отрубила во мне все желание полюбить эту эстетику. Во время работы над «JD» я посмотрел не только саму анимацию, но и документальные фильмы, бэкстейджи о работе Studio Ghibli. Это меня вдохновило, в тот момент я решил, что хочу быть Хаяо Миядзаки, когда «вырасту».
Кстати о будущем. Вот, ты самоучка. Молодое поколение, имея гаджеты и достаточно возможностей, часто жалуется. Что пожелать им? Может, усерднее трудиться?
Тех, кто жалуется, наверное, переубедить будет сложно, у них уже сложившаяся картина мира. Говорят, творчество никому не нужно, художников не уважают, никто не разбирается в искусстве. Во мне всегда была линия между желанием заниматься творчеством и борьбой с мнением окружающих. Если действительно думаешь, что это твое, не стоит размениваться. Например, моей целью была работа с топовыми артистами. Стоило бы подумать, что мне, как новичку, нужно еще поучиться и поработать с местными для опыта, но так это не работает. Здесь действует вероятность 50/50: ты можешь пройти весь путь, но у тебя ничего не получится; а можешь просто нагло шагнуть в неизвестное. Не вышло в этот раз, 100%-но выйдет в следующий. Главная проблема во времени: когда поступает запрос на полностью анимированный клип длиной 5,5 минут, его невозможно сделать одному за 3 месяца. Я искал команду – знакомые аниматоры или сами завалены проектами, или им страшно браться за ответственные проекты, несмотря на вполне вероятную возможность быть номинированными на Grammy или VMA в категории «Лучшее рэп-видео». Но у каждого свои приоритеты, кто-то хочет заниматься проектом, интересным лично для них. В музыкальных проектах я вижу свой интерес, что в то же время рискованно. Такая дилемма.
_________________________________________________________________________________________
Unique magazine, 17th issue "Error Art", fall 18
Photography: Dastan Zhumagulov
Words: Assel Abilkhamit
Location: Le Janbyr Bar
_________________________________________________________________________________________
about Assel
@editorialkiller, @abilkhamit_