Как часто вы задумывались о том, что говорите ребенку? При простом разговоре, или же когда его отчитываете, пытаетесь убедить ? Вам может казаться, что вы говорите ребенку правильные вещи, и скорее всего так и есть. Вот только не всегда те установки которые вы даете ребенку могут сосуществовать друг с другом. Не станем углубляться в долгие рассуждения, а перейдем сразу к практике, она как известно критерий истины. Всем нам так или иначе знакома фраза "Если все будут с крыши прыгать, ты тоже будешь ?" как и один из вариантов другой фразы "Все нормальные люди так делают" Первая фраза дает установку не следовать слепо за социумом, а думать прежде всего своей головой. Вторая говорит о том, что в своих решениях следует на социум как минимум оглянуться. Вы спросите, что же в них опасного ? В каждой фразе по отдельности - ничего. Если конечно они употреблены к месту. Самое интересное начинается тогда, когда эти фразы встречаются буквально в одном предложении. К примеру ваш ребенок пришел домой с порванной курткой, и после страстного допроса выясняется, что он с друзьями решил погулять по стройке. На ваше вполне справедливое(ибо стройка место опасное) негодование ребенок отвечает фразой - "ну все друзья ведь пошли". Возразив фразой "Если все будут с крыши прыгать, ты тоже будешь ?", родитель весьма часто может добавить "И вообще все нормальные люди, по таким местам не гуляют". В вашем восприятии, восприятии взрослого человека, ваш посыл будет звучать весьма логично, не следуй за глупыми идеями и веди себя серьезней. А у ребенка он вполне может вызвать диссонанс. Ибо весь его внесемейный социум это и есть его друзья/одноклассники. Считать, что они ненормальны он вряд ли станет, а вот примера "нормальных" людей у него не будет. Так как мир взрослых для него закрыт. Родители тут не в счет, ибо они воспринимаются ребенком отдельно и совсем иначе. Итогом выходит весьма противоречивая картина в детской голове, с одной стороны не следует "идти со всеми", а с другой с социумом все же нужно считаться и подражать. Две противоречащие друг другу установки не смогут мирно существовать, особенно в детской голове. Чаще всего ребенок просто выберет одну из них, хорошо если обратиться к вам за подробными разъяснениями, в таком случае не поскупитесь их предоставить. Самый печальный вариант это тот, при котором ребенок это противоречие скроет в себе. Тогда оно проявится в будущем, во взрослой жизни. И такого рода диссонанс помешает в принятии решений, в свершении выбора, и во многих других областях. Чем весьма усложнит жизнь вашему уже взрослому ребенку. Рецепт того, как избежать столь неприятных последствий крайне прост. Объясняйте ребенку, и чем подробнее(но не усложняйте) тем лучше. "Если все будут с крыши прыгать, ты тоже будешь ?" - Объясните, что каждое свое решение стоит обдумать, а чужое предложение и вовсе стоит обдумать трижды. Конкретно про случай со стройкой, не поленитесь прямо по пунктам объяснить почему это опасно.
"Все нормальные люди так делают" - этой фразы лучше избегать, но уж если её произнесли, то опять же, не поленитесь объяснить ребенку, почему именно такая стратегия поведения наиболее хороша. разберем в контексте того же случая со стройкой. Расскажите о том, что есть множество мест, где тоже весело, но в то же время без риска наступить на гвоздь, или порвать куртку. В заключении скажу, что всегда стоит уделять много сил на то, что бы доходчиво объяснять ребенку те или иные ситуации. Это сделает его осознаннее и вас спокойнее.