Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Двое» (1965) и «О любви» (1970): спор о фильмах

«Двое» (1965). Режиссёр и соавтор сценария (с Ю. Чулюкиным) Михаил Богин. Актеры: Виктория Фёдорова, Валентин Смирнитский и др.

«О любви» (1970). Режиссёр и соавтор сценария (с Ю. Клепиковым) Михаил Богин. Актеры: Виктория Фёдорова, Олег Янковский и др.

-2

Наверное, в мировом киноискусстве найдется не так много фильмов, где о любви рассказано так тонко и интеллигентно, как в фильмах выдающегося режиссера Михаила Богина.

Его шедевры «Двое» (1965) и «О любви» (1970) – сегодня бесспорная киноклассика, и кажется, что так было всегда.

-3

Главные женские роли в этих историях любви сыграла актриса яркого таланта - Виктория Федорова (1946-2012), лучшие работы которой, на мой взгляд, – именно в фильмах Михаила Богина.

Однако, как хорошо известно, у каждого шедевра всегда найдутся противники. И сегодня мы вспомним, как спорили об этих фильмах отечественные кинокритики.

-4

Разумеется, «Двое» — это замечательно снятая картина, пространство этого фильма на самом деле — целый город. ... пространство любви двух молодых людей» (Клейман, 2013).

Однако именно это пространство в свое время показалось кинокритику И. Лищинскому чуждым советскому человеку: «Даже в таком в целом симпатичном фильме, как «Двое» Михаила Богина, переживания глухонемой девушки не так-то уж серьезны в общей «модерновой» благопристойности. Драматизм поглощается уютом рижских кафе, легкой музыкой и со вкусом подобранной одеждой» [Лищинский, 1967, с.172].

Сегодня высказывания И. Лищинского поражают архаизмом «социалистической логики»: дескать, если бы история любви, так проникновенно и чувственно рассказанная Михаилом Богиным, была бы показана не в уютной европейской Риге, а где-нибудь в провинциальном Урюпинске, то тогда, конечно… А так…

-5

Рассуждая по поводу фильма «О любви», кинокритик Татьяна Хлоплянкина в целом очень тепло отнеслась к этому изысканно-лиричному произведению с латентной интонацией «морального беспокойства»: «Быть может, правда высказана им не так громко, как хотелось бы: компромиссы героини рождают в авторах не взрыв, не гнев, не боль, а лишь некоторую меланхолию. Оттого и мелодия фильма несколько однотонна, напоминает грустный мотив, состоящий из повторения одной и той же музыкальной фразы. Но она не фальшива. Она не переходит, как это часто бывает, в последних кадрах фильма в радостный марш, топящий в своих бравурных звуках все сомнения и тревоги. И оттого, право же, стоит к этой мелодии прислушаться…» [Хлоплянкина, 1972, с.77].

-6

К похожим выводам пришел и известный кинокритик – Мирон Черненко: «Еще один фильм про любовь, из той незапланированной, но, видимо, очень нужной нынешнему зрителю, серии фильмов, исследующих самое простое и самое трудное — чистоту и честность человеческих чувств, будничный героизм в любви, потребность в ближнем, единственном и незаменимом. … И естественно, что смысл фильма не в самом сюжете, который может показаться банальным, он в атмосфере, в той недоговоренности и подлинности человеческих чувств» (Черненко, 1970).

-7

Но вот другой известный кинокритик - Андрей Зоркий, на мой взгляд, так и не смог проникнуть вглубь тонкой поэтической акварели Михаила Богина, утверждая, что «человек в этой элегантной среде, в этом антураже начинает напоминать модель. Хочется не разглядеть, не изучить его, как героя, а… оценить силуэт. А красота, значимость любви… Она так и осталась символом, не перенеслась в жизнь» [Зоркий, 1972, с.79].

Слава Богу, благодаря интернету, сегодня каждый зритель может составить свое собственное представление о шедеврах Михаила Богина и поспорить с кинокритиками – как прошлого, так и настоящего…

Александр Федоров, ноябрь 2019

Литература

Зоркий А. О любви? // Экран 1971-1972. М.: Искусство, 1972. С.77-79.

Клейман Н. Советские «независимые»: миф или реальность? // Сеанс. 2013. https://seance.ru/articles/soviet_independent_films_lecture/

Лищинский И. Цена «модерна» // Экран 1966-1967. М.: Искусство, 1967. С.170-172.

Хлоплянкина Т. «Со мною вот что происходит…» // Экран 1971-1972. М.: Искусство, 1972. С.75-77.

Черненко М. Еще и еще про любовь // Советский экран. 1970. № 14.