Найти в Дзене

Преподавание абстракции? Карьера Нильса Веделя

Оглавление

С точки зрения истории искусства и социологии данная статья посвящена исследованию художника Нильса Веделя (1897-1967) и его должности старшего преподавателя кафедры декоративной живописи Слёйдсколанской школы искусств и дизайна в Гётеборге 1938-1953 гг.

В статье утверждается, что прием на работу Веделя можно рассматривать как стратегический результат сочетания его девиантного интереса к абстрактному искусству (по сравнению с его более успешными современниками-экспрессионистами) и скромной карьеры.

Работая графическим дизайнером, он был изолирован от доминирующих сетей франкофильского и доброжелательного экспрессионистского искусства в Стокгольме и Гётеборге в 1930-1940-х годах из-за своих абстрактных "наклонностей".

Абстракция Нильса Веделя
Абстракция Нильса Веделя

Однако эта гомология эстетических и социальных характеристик, поставившая его на обочину современного шведского искусства, сделала Веделя идеальным учителем для удовлетворения растущего в Швеции в конце 1930-х годов спроса на художников, настроенных на модернистские идиомы и владеющих профессиональными методами визуального дизайна.

В коммерческой работе с визуальными изображениями, такой как реклама, витрины магазинов или даже дизайн ковров, абстракция стала модной к началу 1930-х годов.

Введение Веделем в 1946 году курса базовой формы можно рассматривать как педагогическое подтверждение этой привлекательности модернистских идиом. На географической, социальной и эстетической периферии можно было создать педагогическую среду, знакомящую учащихся с тогдашним историческим авангардом абстрактного искусства и современными идиомами.

Социальный и эстетические аспекты

Акцент на социальную конкуренцию в работах французского социолога Пьера Бурдье и методологических устройствах, призванных раскрыть отношения господства, обеспечивает исследователей, заинтересованных в социально детерминированных отношениях художественного мира, полезными аналитическими инструментами.

Подобные исследования взаимодействия социальных и эстетических аспектов выявляют иерархию между прикладным и изобразительным искусством (с точки зрения статуса институтов, размера престижных стипендий, количества влиятельных элитных должностей и т.д.) или доминирование определенных групп актеров (например, по полу, художественным поколениям, связям т.д.).

Тем не менее, теория Бурдье также полезна, когда речь идет о противоположной цели: понять доминирующие позиции.

Карьера

С социологической точки зрения карьера Веделя иллюстрирует траекторию развития франкофильского и скромного фигурального экспрессионизма в Швеции в 1930-1940-х годах.

Карьера Веделя была скромной. Он никогда не входил в состав ведущих стокгольмских художественных сетей Färg och Form (Цвет и форма) и не был отделен от ведущих кругов "колоризма Западного побережья" в Гётеборге, где жил с 1938 года.

Получив образование графического дизайнера, он никогда не учился ни в одной школе изобразительного искусства, содержал свою семью за счет коммерческой деятельности в области графического дизайна, а с 1938 года - в качестве завуча кафедры декоративной живописи в Слёйдсколане.

С эстетической точки зрения, эта позиция соответствовала его предпочтению абстрактного искусства.

Ведель познакомился с авангардным искусством уже в 1918 году во время посещения выставки Гёсты Адриан Нильссон (GAN) в Стокгольме. GAN, в то время пионер шведского искусства, находился под влиянием Кандинского, а также кубизма и итальянского футуризма.

Фрагмент картины Веделя "Motto Musica", масло на холсте.
Фрагмент картины Веделя "Motto Musica", масло на холсте.

Это творчество произвело неизгладимое впечатление и оказало решающее влияние на Веделя. С тех пор его творчество вплотную приблизилось к французскому посткубизму, напоминающему во многом искусство Фернана Леже.

Базовый курс Веделя

В этой и последующих статьях мы остановимся на новом базовом курсе Веделя в Слёйдсколане и укажем, с одной стороны, на его интересную зависимость от отличающихся художественных интересов (по сравнению с преобладающим вкусом к экспрессионистическим идиомам в ведущих кругах шведского изобразительного искусства), а с другой - на его коммерческие задания и (с точки зрения социологии) скромное положение.

Сам Нильс Ведель назвал свое коммерческое назначение предварительным условием своей художественной независимости.

В интервью 1951 года он четко обозначил сочетание изобразительного и прикладного искусства в своей карьере как одно из преимуществ.

Коммерческая деятельность дала ему свободу работать с абстрактным искусством в период, когда мало кто из шведских коллекционеров проявлял интерес. По словам Веделя, это сделало возможным его по-настоящему автономное творчество как изящного художника.

Новый базовый курс Веделя, в основу которого легли его личные художественные интересы, способствовал, как будут утверждать, изменению художественной обстановки в Гётеборге в 1950-х годах.

В разрезе социологии, а также истории искусств, Ведель является интересным "случаем" для исследования не только потому, что демонстрирует, как социальные и эстетические позиции соотносятся, но и потому, что показывает, как "незначительная" позиция на периферии может неожиданным образом позволить ограниченную, но все же влиятельную эстетическую автономию, которую трудно достичь на более престижных аренах, где очень жесткая конкуренция.

Благодарим за чтение статьи, ваши лайки и комментарии! Скоро на канале Восприятие Искусства будет больше интересных публикаций для Вас.