Сегодня расскажу о русских шпалерах. Знаете, что это такое?
Шпалера - это настенный ковер без ворса, вытканный вручную.
Их еще называют гобеленами. На самом деле братья Гобелены в XII веке во Франции тоже производили шпалеры, которые и получили название «гобелены» по имени самих производителей.
Шпалеры - удовольствие дорогостоящее, уникальное, их часто использовали в качестве посольских даров для дипломатических подарков. Петр I, побывав в Европе, вдохновился французскими шпалерами «Королевской гобеленовой мануфактуры» и решил, что у нас тоже должны быть такие ковры.
Сказано - сделано. Из Франции выписывают нескольких мастеров с той самой королевской мануфактуры во главе которых был Филипп Бегагль. Они должны были в течение 5 лет обучать наших ткачей своему искусству. В итоге 22 русских ученика овладели техникой в совершенстве (но произошло это совсем не так быстро, как я описываю).
Петром I в Санкт-Петербурге была создана императорская шпалерная мануфактура. Находилась она на улице 1 Береговой, которую позже переименовали в Шпалерную (правда, мануфактуры тогда здесь уже не было).
Для чего я вам все это рассказываю? Работы мастеров императорской шпалерной мануфактуры экспонируются в Петергофе. Есть в Нижнем парке дворец «Монплезир» (зимой закрыт) и музей «Банный корпус». Вот там я их и увидела.
Не удивляйтесь качеству фотографий - Ассамблейный зал Банного корпуса, в котором висят шпалеры, очень темный, с несколькими небольшими источниками света.
Шпалеры изготовлены из натуральных нитей льна, шелка и шерсти, окрашенных натуральными же красителями - индиго, сандал, чернильный орех. Все натуральные составляющие боятся света (от него они разрушаются), поэтому экспонируются при минимальном освещении.
Им уже более 250 лет, надо беречь уникальные работы российских мастеров. Поэтому покажу то, что получилось в этих условиях.
Великий Растрелли создал этот зал, который отделали дубовыми панелями и разместили здесь коллекцию очень редких русских шпалер. Они уникальны уже сами по себе, а здесь еще и целый ансамбль сохранился, называется «Стороны света».
Создание шпалеры - долгий и кропотливый труд. При благоприятных условиях бригада мастеров за месяц могла выткать квадратный аршин - примерно 70 см х 70 см - шпалеры. Представьте все то время, которое надо затратить для изготовления таких огромных работ!
На каждом изделии вверху был выткан вензель того императора, в правление которого создавалась шпалера.
Шпалер было выполнено очень немного, да и те большей частью были утрачены. Императорская мануфактура работала с большими перебоями - то не было красителей, то погоды, то сырья...
Основой для шпалер служили нити из льна, а сам рисунок создавался из шерсти или шелка (привозного, разумеется). Ткать изделие можно снизу вверх или справа налево. За станок клали картон с рисунком и в точности его повторяли. Рисунок должен отвечать определенным условиям - передний план яркий, рельефный, а задний - размытый.
При шпалерной мануфактуре была создана школа рисования. И иногда в сюжетах встречались курьезы. Например, обезьяна с седыми усами или вот такая славная лама на лапах)) Художники не были знакомы с экзотическими для наших мест животными, поэтому получилось то, что получилось.
После кончины Петра I производство застопорилось, а потом и вовсе развалилось. Второй расцвет произошел уже при Екатерине II. Но мастеров уже не осталось, пришлось заново уговаривать французов, отправлять наших на учебу...
Было соткано немало ковров, затем стали производить обивочные и портьерные ткани. Но производство так и осталось дорогостоящим, не окупалось и приносило лишь убытки.
На память нам остались великолепные шпалеры в Русском музее, дворце «Монплезир» (сейчас уехали на выставку в Германию) и музее «Банный корпус» Петергофа. Там их и можно увидеть.
Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»