**ФИЛОСОФИЯ**
В различных статьях на нашем философском канале мы уже писали об иллюзорности отношений «Ты - Я» в этом мире, отмечая, что в каждом из нас есть одно и то же «Я» (Абсолют, Бог), для которого не существует ни пространства, ни времени. Однако, возможно, кто-то спросит: «Как прочувствовать в себе это «Я», ощутить Его присутствие?». Этому посвящена настоящая серия статей.
Как-то раз мне попался документальный фильм «Мудрец Аруначалы: жизнь и путь Шри Раманы Махарши» (производство: Шри Раманашрам, Южная Индия, 2001), рассказывающий о жизни великого индийского святого Шри Раманы Махарши (приставка «Шри» означает «Святой»), жившего на рубеже XIX–XX веков. Этот фильм я рекомендую посмотреть всем, кто хотел бы познать, каких вершин способен достичь человек на пути поиска в себе Абсолюта.
Шри Рамана Махарши (урожденный Венкатараман Айяр) родился в 1879 году. В возрасте 16 лет он испытал опыт духовного просветления, которое привело его к осознанию, что он не «тело», а нечто большее, что скрывается в каждом из нас. Впечатление от случившегося оказалось настолько сильным, что мальчик покинул дом, оставив родственникам записку, и с всего лишь несколькими рупиями в кармане (остатки которых он потом выбросил в пруд) отправился в священное для всех индусов место — к горе Аруначала, ставшее впоследствии его домом на всю жизнь. Там в одном из храмов он погрузился в глубокую медитацию, перестав воспринимать окружающий мир и пребывая в блаженном состоянии осознания собственного «Я», т.е. единства с Абсолютом, «cама́дхи» (в переводе с санскрита «целостность, объединение, собранность»). Говорят, даже издевательства сверстников и пребывание в темном подвале с постоянно терзавшими его плоть насекомыми не могли вывести будущего Шри Раману Махарши из этого состояния — ощущения «ананды» (счастья, блаженства) от нахождения в своем «Я».
Питался юноша исключительно за счет подаяний. Причем его отвлеченность от всего мирского была настолько сильна, что если бы в какой-то момент он не был замечен добрыми людьми, покормившими мальчика, то умер от истощения.
Долгое время юноша соблюдал «мауну» (молчание). Однако когда слава о «мудреце Аруначалы» распространилась по всей Индии, собирая вокруг него множество паломников, задающих вопросы, он начал отвечать. И то, что он говорил, а еще больше внешность (молчаливое созерцание мудрых глаз) и образ жизни этого человека, настолько поражали окружающих, что даже известные на всю страну философы и исследователи священных текстов (вед) становились его последователями.
Главный метод познания Шри Раманы вопрос «Кто есть я?», который он постоянно задавал себе в состоянии медитации. Отбрасывая таким образом мысленно все, что не являлось бы «им», великий йог постиг источник самого себя и в какой-то момент осознал иллюзорность собственной личности. Он обнаружил, что единственной истинной реальностью является высшее «Я», наполняющее его и все в мире. Это состояние дает ответ на вопрос в самом начале статьи: как достичь ощущения присутствия Бога в себе? Вполне возможно, что в том числе таким методом адвайты-веданты...
Александр Бравозу, автор книги «Я расскажу вам о чуде...» (доступна по ссылке).
Друзья, читайте также другие наши статьи: «Что нас ждёт после смерти?» и «В чём смысл жизни?».