Недавние экспедиции в Арктику, как научные, так и любительские, выявили ряд неустановленных судов, потерпевших кораблекрушение.
К сожалению, проблема исторического судостроения в Сибири до сих пор не нашла должного отражения в научной литературе.
Историческая литература содержит очень мало информации на тему сибирского судостроения.
Данная тема кратко рассматривается в ряде исследований по истории Северного морского пути и развитию судоходства на крупных сибирских реках - Оби, Енисее, Лене, однако, насколько известно, технические характеристики судов, построенных в этих районах, до сих пор не изучены.
Еще более выдающиеся суда, вошедшие в летопись истории Северного морского пути, катер "Седьмое сияние" и шхуна "Утренняя заря" по своим техническим характеристикам остаются неизвестными.
Труды, опубликованные в 1940 г., продолжают оставаться единственным изданием, посвященным техническим характеристикам этих двух судов.
Ученые уточняют, что первое судно было около 30 метров длиной, 5 метров шириной и 3 метров высотой. Никакой дополнительной информации предоставлено не было.
Описание второго судна основано на записке, написанной судоводителем обоих судов Петром Петровичем Кипятком. Шхуна имеет длину 17 метров, ширину 4 метра и высоту 2 метра. Водоизмещение - 50 тонн.
Судно было построено из разных пород леса: для осадки дна и корпуса использовалась лиственница, для остальной части судна - сосна и пихта.
Шкипер обоих судов предоставляет дополнительную информацию об особенностях Северного сияния, в частности, о его тоннаже - около 100 тонн, а также некоторые детали оснастки.
Зимой и весной 1876-1877 гг. судно было потеряно вместе с большинством членов экипажа. В 2016 году Сибирским государственным аэрокосмическим университетом им. М.В. Решетнева (СибГАУ) и Русским географическим обществом была начата экспедиция по поиску останков 140-летнего судна в дельте Енисея.
На острове Большой Бреховский в архипелаге Бреховские остроги, было обнаружено затонувшее судно.
Поскольку было установлено, что именно на этом острове прибывал экипаж потерянного судна, было предположено, чтобы найденные обломки, и есть остатки корабля "Северное сияние". Размеры затонувшего судна соответствовали описанию.
После пресс-конференции с членами экспедиции российские и международные средства массовой информации сообщили о находке судна XIX века. Дальнейшие исследования показали, что на самом деле судно было намного моложе предполагаемого.
Это сразу же создало проблему, так как практически отсутствуют данные как по судостроению в Сибири, так и по потерпевшим крушение судам в дельте Енисея.
В поселке Калаул экспедиция нашла еще одно судно. Судя по ее размерам и сохранившимся особенностям, было установлено, что это была разрушенная баржа.
Некоторые особенности конструкции этого судна, в частности, используемые механические крепления, были очень похожи на корабль, найденный на Большом Бреховском острове.
Предполагается, что оба судна были построены в период с 1930-х по 1950-е годы. Из архивных материалов известно, что большинство барж для нужд Североного морского пути построены в Красноярске.
Еще одним объектом на Енисее, имевшим флот барж, был порт Дудинка. К 1939 году на Дудинке насчитывалось 28 барж валовой вместимостью 21 200 тонн (750 тонн на каждую баржу).
Как из архивных источников, так и из исторической литературы известно, что на Енисее, начиная с XVII века, существовало зачаточное судостроение.
Однако суда, способные непрерывно работать в устьях крупных сибирских рек и в морях Северного Ледовитого океана, были построены в больших масштабах, начиная только с конца 1800-х годов. Особенно это касается Енисея, где речное судоходство было менее интенсивным, чем на соседней Оби.
В то же время опыт как традиционного российского судостроения, так и строительства судов европейского образца для Великой Северной экспедиции (1733-1743), что явилось исключительным событием, оказал незначительное влияние на дальнейшее развитие отечественного речного судостроения.
Учитывая, что плавание в Карском море в устья Оби и Енисея впервые было осуществлено только в 1870-х годах, очевидно, что до этого момента не существовало морской техники.
Однако удаленность первых сибирских причалов сделала их чрезвычайно труднодоступными для поставок промышленных материалов, прежде всего листового металла, железобетонных конструкций и механических креплений. Благодаря этому древесина стала предпочтительным материалом для судостроения в Сибири до 1950-х годов.
Однако обилие древесины не могло компенсировать потребность в металлических креплениях, которые либо должны были поставляться полностью изготовленными предметами, либо в виде полуфабрикатов или сырья, которое обрабатывалось бы на месте .
Другой проблемой является датировка объектов и сооружений, возраст которых составляет от 150 до 80 лет. Как правило, эта проблема не возникает, поскольку имеется достаточно документальных свидетельств того, что конкретный объект был построен или утерян. Однако все еще существует множество случаев, когда исследователю крайне трудно найти необходимые исторические документы.
За последние полтора столетия многие документы были утеряны или уничтожены как "не имеющие исторической ценности". Не имея возможности найти в архивах ссылки на строительство или разрушение строения или объекта, исследователи обращаются к местным свидетелям.
Очень часто, однако, местные жители просто не знают, что в этом районе есть исторический объект, не знают его истории, или предоставляют неточную или преувеличенную информацию об этом объекте или месте.
Таким образом, такая информация может быть использована только в том случае, если она подвергается перекрестному исследованию с использованием более надежных материалов.