Найти тему
Изучаю людей

Проблемы и радости детей с ДЦП

Приветствую вас - Ольга, логопед и многомама, и сегодня на канале я продолжаю цикл под рабочим названием "Не только буква РЭ". Цикл продолжаю, а тему работы логопеда с детьми с ДЦП сегодня заканчиваю 😊

Основной логопедический диагноз детей с ДЦП - дизартрия. Артикуляционный аппарат поражен точно так же, как и моторный. По типу спастики, гипотонии, атаксии, гиперкинеза, пареза, паралича. В самом разнообразном сочетании.

Но часто все речевые нарушения детей с ДЦП спихивают на дизартрию, которая, тем не менее, может быть не единственной, и даже не главной причиной безречия, например. Моторная алалия встречается у детей с ДЦП тоже часто, и необходимо длительное наблюдение за ребенком в динамике, для того, чтобы понять ведущий механизм его речевых проблем.

Это полная невозможность произносить звуки как произвольно, так и непроизвольно? Или есть возможность непроизвольного произношения, но повторить звук ребенок не может? Или повторить может, но только при наличии дополнительных зрительных опор? Или изолированно произвольно звук повторить может, но не может соединять в слоги и слова? В каждой конкретной ситуации будет по-разному строиться коррекционная работа .

У детей с ДЦП достаточно часто встречаются и другие речевые нарушения, например сенсорная алалия, неврозоподобная форма заикания, механическая дислалия и тп. И, к сожалению, встречается системное недоразвитие речи, обусловленное интеллектуальным дефектом. Во всех этих случаях опять же надо определять главную помеху развитию речи, и, в основном, с ней и работать .

Практически всем детям с ДЦП показан логопедический массаж. Но часто он считается эдакой панацеей, после которой если речь не пошла, тогда я уж и не знаю... Лично я более эффективной и действенной считаю пассивную и активную артикуляционную гимнастику, которой тоже, тем не менее, явно не стоит уделять внимание все время занятия.

Массаж определенно улучшает состояние мышц - после долгой практики логопед ощущает изменения руками. Но что толку от развитой мускулатуры, если ребенок не знает, как ей управлять? Поэтому наблюдаем, смотрим, пробуем разное, дифференцируем...

Я уже не раз писала, что это моя любимая категория детей, многие удивляются. С ними я начинала свою практику, с ними с удовольствием продолжаю, если представляется возможность.

Объясню, почему. Хотя крайне не люблю обобщения вроде "ах, все дети с синдромом Дауна такие солнышки!" Да разные они все, и даже то, что они действительно солнышки, не отменяет того факта, что данное конкретное солнышко может быть не восторге от лично тебя, и всячески это демонстрировать 😉 Так и дети с ДЦП - они все разные, но есть и общие очень привлекательные черты.

Они очень ценят общество. Как детское, так и взрослое. Им нечасто выпадает шанс выйти в широкий мир и найти себе друга, поэтому ребенок с ДЦП не будет наглеть до предела, хамить и подсиживать. Они ценят дружбу и любовь. Нормотипичный легонький дислалик шести лет способен на занятии высосать все соки, вместо своей основной деятельности пытаясь выяснить, а что скажет тетя, если я под стол залезу? А на стол? А в носу поковыряю и козявку съем? А схожу как маме и скажу, что тетя меня тут била? Ни один ребенок с ДЦП надо мной таким образом не издевался 😆

Эти дети очень работоспособны. Несмотря на всю астению и неврологическую симптоматику. Снизойдут даже до скучной деятельности, а интересную воспримут на ура и будут сидеть и работать, преодолевая все трудности. Какие там 30 минут по санпину. Час работаем. Два пашем. До свидания, до завтра! Ээээ, логопед, ты кудаааа?!

Очень позитивны. Это уж совсем обобщение, но я хмурыми видела только детей с сопутствующим нарушением интеллекта. У детей же сохранных стоит поучиться у ДЦПшек оптимистичному взгляду на мир и бешеной мотивации. Взрослый человек с ДЦП не будет сидеть и проклинать обстоятельства - он будет выгрызать зубами свое место в этом мире. У меня есть взрослые знакомые с этим диагнозом, одна из них, кстати, логопед! Ковыляла на лекции, ни одной не пропустила без уважительной причины, даже не опоздала ни разу. Виртуозно водят машины, создают компьютерные программы... Ищут свои сильные стороны, находят их и прокачивают до совершенства. Становятся прекрасными отцами и матерями.

Эти дети не высасывают ресурс логопеда на занятии, скорее наоборот, подпитывают. И вся сложность работы с ними с лихвой компенсируется огромной отдачей ребенка. Ну, может, мне так повезло и в комментариях сейчас накидаю обратных примеров 😉 Поблаженствую пока в розовых очках 😆