Картина русского живописца Павла Филонова «Пир королей» была написана в 1913 году и считается пророческой из-за своего зловещего иррационального сюжета. Также ее история тесно связана со смертью самого художника.
Дьявольская вечеря
В кроваво-красных тонах 11 человек, сидят у стола, среди них выделяются трое в верхнем левом углу, двое из них восседают на тронах, в том числе женщина, очевидно, королева. Двое находятся под столом, у ног шута свернулась собака, а на столе – маленький человечек или куколка…
Большая часть персонажей обнажены. Фигуры по обе стороны от королевы, также обнаженной, скрестили на груди руки – жест, который часто используют властители. А руки самой женщины сложены в жесте, который повторяет сидящий под столом шут. На столе – рыба, которая, как считается, символизирует Христа. Чем-то эта сцена напоминает Тайную вечерю или даже жертвоприношение. Весельем тут и не пахнет.
У двоих на картине закрыты глаза, как у покойников. Впрочем, все присутствующие кажутся мертвыми. Либо они находятся в состоянии какого-то оцепенения, как будто чего-то или кого-то ждут. Может быть, нового властителя?
Известно, что изначально работа была выполнена в более светлых тонах. И персонажи в этой версии не напоминали мертвецов, они явно вели между собой какую-то беседу. В окончательной версии они безмолвны.
«Пир трупов»
Интересно, что сам автор заявлял, что в день «страшного суда искусства» его картины решат участь человечества. Известно также высказывание художника из манифеста «Сделанные картины», что со временем люди будут приходить к его полотнам как к иконам.
По мнению близкого друга Филонова, поэта Велимира Хлебникова, «Пир королей» - это предсказание Первой мировой войны, которая началась в следующем, 1914 году. «Пир трупов, пир мести», - говорил Хлебников об этом полотне. Многие называют эту работу также «антипричастием».
Хотя на самом деле «пир королей» («le festin des rois») – это устойчивое название, которым во Франции именуют окончание зимних Святок, совпадающее с православным Рождеством. Считается, что именно в этот день в Вифлеем явились три царя-волхва, которым было знамение о рождении Христа.
Вместо смертного покрова…
Но на этом история картины не закончилась. Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. И его тело прикрыли оказавшимся рядом полотном «Пир королей». Только через девять дней, которые труп пролежал в нетопленой квартире, Союз художников выделил доски для гроба. Их, по странному совпадению, было тоже девять.
Похоже, Павел Филонов предвидел не только войну, но и собственную смерть.
ИРИНА ШЛИОНСКАЯ