«Принцесса — всего лишь качественная самка, которую родители использовали для решения своих политических проблем».
Папа, спасибо тебе, что никогда в жизни не называл меня принцессой и учил решать политические проблемы самой. Я оказалась хреновенькой ученицей, но вот, прорвалась тут в свои чертоги разума, и нашла в них целые стеллажи с твоими уроками жизни! Как мне повезло с отцом-то, оказывается.
Ты, конечно, хотел вырастить из меня боевого коня, и я боевая... но больше, все-таки, коза (пока), чем конь... Тебе хотелось для меня пару высших образований, и у меня их два.
Да, я помню, что ты ждал вообще-то, Максима, и мне бы это имя пошло даже в качестве женского (подумаю, может, сменить)?
Но именно ты внедрил мне в голову несколько важнейших принципов:
- В жизни все движется по спирали. Сделай так, чтобы каждый новый виток был вверх, а не вниз (мне было 6 лет, когда ты мне это объяснял, а я до сих пор помню).
- Всегда учись новому. Всю свою жизнь.
- Изучай языки — поймешь, как думают другие народы.
- Читай много. Проживешь много разных жизней.
- Никогда ни перед кем не унижайся, никогда не позволяй себя унижать.
- Никакому мужчине не позволяй себя бить. Никогда. Уходи сразу. И никогда не возвращайся. (Один раз мне влепили пощечину, я сломала ему утюгом два ребра в ответ. Горячим утюгом. И могла бы убить, но он благоразумно свалил. И больше не возвращался).
- Не ставь себя в зависимость от мужчин. Будь самодостаточной. Уважение мужчины важнее воздыхания. И живет оно дольше.
- Между «красивая или умная» про себя, выбирай либо оба, либо второе.
- Если тебя ударили, бей в ответ. Никаких «вторых щёк». Даже если ты слабее — бей, кусай, царапай — защищайся. Никому не отдавай свою жизнь. Борись до последнего.
- Даже карандаш или ручка могут стать смертельным оружием, если воткнуть их в глаз. Носи с собой карандаши. Ты же любишь рисовать.
- Никогда ничего не принимай на веру. Люди врут (да, доктором Хаусом тогда и не пахло, даже, наверное, слова «сериал» еще не было).
- В ситуации «бежать или убить», — если можешь — убей. Потом беги.
Это, так сказать, сборник из разных лет. И сколько раз некоторые из этих принципов спасали мне жизнь в суровые уральские 90-е, ты ведь даже не знаешь... а они спасали! Три раза точно. А однажды, в 14, меня спасли от похищения цитаты из Даля (!) которые я слышала от тебя. Да, было такое — я заболтала бандитов! В 14! Они настолько обалдели от моей лекции, что, когда я демонстративно попрощалась и ушла, меня даже не окликнули. Я их «убила». Как ты учил.
И вот, пока я придерживалась этих правил, всё у меня было, в общем и целом, ок и норм. А потом как-то подзабылось, запорошило обидами, обидками, обидищами... Но теперь, дорвавшись до своих чертогов, откопав в них столько всего, давно, казалось, забытого, я понимаю, как неважны все наши ссоры. Как всё мелко по сравнению с тем, что я тут сегодня еще не написала, с тем, что ты в меня вложил, какие книги давал читать, как учил относиться к жизни и к себе. Да, я многое забыла... И совершенно зря.
Это твои жизненные установки держали меня на плаву столько лет. И пока мы не ссорились, ты никогда не давал мне плохого совета. Всё, что ты говорил, можно было записывать и публиковать. Это с тобой я всегда советовалась внутренне, когда не знала, что делать. И оно работало даже тогда, когда тебя уже не было рядом.
И сейчас я продолжаю изучение твоих «стеллажей», папа. Спасибо за то, что моим отцом оказался именно ты, а не кто-нибудь другой. Я тебя больше ни в чем не виню. И ты прости свою нерадивую дочь.
И да, за отсутствие «принцессности» в моей жизни — отдельное тебе спасибо: за то, что никогда не использовал меня для решения своих политических проблем.
Аплодисменты.
Тебе, папа!
О том, как отношения с отцом влияют на судьбу женщины, читайте в статье БЕРЕГИТЕ ПАПУ.