Специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич является одним из главных независимых экспертов в области региональной политики. В эксклюзивном интервью нашему еженедельнику она рассказала о том, какое место на экономической карте страны занимает Тверская область, насколько эффективно работает действующий губернатор и каковы дальнейшие перспективы Верхневолжья и всей Центральной России.
Границы между регионами – как границы между странами
– Наталья Васильевна, сейчас регионы выстраивают отношения с федеральным центром, но не друг с другом. Субъекты РФ не только не делают совместных проектов на пограничных территориях, но зачастую даже не согласуют стратегии их развития. И может получиться так, что один регион стремится развить на своей территории экологически чистую рекреационную зону, а соседний строит совсем рядом опасное для экологии производство, как это вышло на стыке Тверской и Московской областей, где в Клинском районе на Дойбице промышленная зона, а в Конаковском районе крупнейший туристический кластер. С чем это связано?
– Москва и Московская область образовали единую агломерацию, Санкт-Петербург и Ленинградская область тоже. У них большие финансовые возможности и понятные интересы в сфере развития экономики и бизнеса. Между другими регионами очень слабые экономические связи, потому что в них просто нет смысла. Для того чтобы Тверской области создать совместные проекты с Ярославской, Смоленской, Новгородской областями и другими соседями, нужны финансовые возможности, а их нет. Сейчас межрегиональные инфраструктурные проекты создаются на федеральном уровне.
– Как вы думаете, изменит ли эту ситуацию запуск нацпроектов? Насколько нацпроекты хорошо подготовлены и продуманы? Дадут ли они регионам импульс для развития?
– Я думаю, что нацпроекты мало что изменят. В социальной сфере они понятны. Регионам просто добавили денег на образование, здравоохранение и другие социальные расходы. Например, в нацпроекты включили материнский капитал. Да, добавили не так уж и много денег, но, как говорится, спасибо и на этом. Другой вопрос, что эти ресурсы пока очень неэффективно тратятся. А что касается инфраструктурных проектов… Вы о них что-нибудь слышали? С запуска нацпроектов прошло уже 1,5 года, а финальные решения по инфраструктурным проектам так и не были приняты. Подковерная дележка денег между различными ведомствами и структурами до сих пор не закончена.
– Сейчас по всей стране, в том числе в Тверской области, в рамках нацпроекта по поддержке предпринимательства открываются центры «Мой бизнес». Поможет ли это увеличить число предпринимателей?
– Свяжите по рукам и ногам прокуратуру и Следственный комитет страны, сделайте нормальными суды. Это будет лучшей поддержкой предпринимательства. Количество людей, занятых в малом бизнесе, сейчас упорно сокращается.
Главное – нет людей
– Как вы оцениваете социальную и экономическую ситуацию, которая сложилась в Тверской области?
– По моим оценкам, ваш регион как был в группе среднеразвитых регионов, так в ней и остается. Чтобы более подробно описать ситуацию, начнем с демографии. Она очень сильно влияет на экономический потенциал. В вашем регионе продолжается сильная депопуляция. Население Тверской области стареет и сокращается. Также наблюдается так называемый промывной режим. Активная часть граждан перебирается в Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Вместо них приезжают люди уже не из сельской местности (ее ресурсы исчерпались), а из Осташкова, Лихославля и других городов региона. Увы, ничего нового не происходит. Десятилетиями одни и те же проблемы.
Вследствие вышеперечисленных факторов в Тверской области сильно снижается доля населения трудоспособного возраста. Это характерно для всей страны. В Тверской области этот процесс происходит еще более быстрыми темпами, потому что старение населения в вашем регионе началось раньше, чем в среднем по стране.
Что касается промышленного производства, то ситуация в Тверской области неплохая. С 2014 по 2018 год наблюдается восстановление промышленности во всей стране, а в Тверской области даже чуть выше, чем в среднем по России, – на 18%. Этому два объяснения. Во-первых, промышленность региона стартовала с низкой базы. Во-вторых, в ней сильна доля вагоностроителей.
– Сейчас регионы активно верстают бюджеты на 2020 год. Губернатор Тверской области не раз говорил, что стремится к тому, чтобы бюджет нашего региона стал бюджетом развития. Как вы оцениваете бюджетную политику нашего региона?
– Я должна с уважением сказать о том, что у вас небольшой дефицит бюджета был только в 2015 году. А все года, начиная с 2016-го, Тверская область заканчивала с профицитом. В 2018 году он даже составил 8%. Это говорит об аккуратной бюджетной политике властей.
Уровень дотационности бюджета относительно не велик. Вас не балуют. В 2016 году дотационность составляла 20%, в 2017-м – 19%, а в 2018 году уже в районе 17%, как и в среднем по России. Федеральными деньгами в первую очередь помогают Республике Крым, Севастополю. Их поддержку наращивают со страшной силой. Большие дотации традиционно получают республики Северного Кавказа. Сейчас активно поддерживают регионы Дальнего Востока. Центральная Россия в этом вопросе никогда не была в приоритете федерального центра. Ее регионы считаются среднеразвитыми, а значит, как считают федеральные власти, имеют свои возможности для развития.
Теперь давайте оценим среднедушевые расходы Тверской области. В Тверской области они традиционно меньше 70% от среднероссийских. Лучшая ситуация была только в 2012 году, когда этот показатель доходил до 80%. Но надо понимать, что ровно такая же ситуация сложилась в Ивановской, Орловской, Смоленской, Владимирской, Тамбовской и других областях Центральной России. Чуть выше только в Калужской и Белгородской областях. Они вышли на 100%-ный уровень от среднероссийского. В Московской области среднедушевые расходы на 20% выше, чем в среднем по стране, а в Москве на 200%.
По структуре расходов Тверская область в серединке страны. На социальные цели консолидированный бюджет Тверской области тратит 66% всех доходов. На остальные цели практически ничего не остается. Подобная картина почти во всех регионах страны.
«Бедненько, но без особых провалов»
– Какое место, на ваш взгляд, Тверская область занимает на федеральном уровне?
– Тверская область регион-середнячок. Вы живете бедненько и без особых провалов.
– В Тверской области уже много лет активно идет укрупнение сельских поселений и муниципалитетов. Так, в 2019 году Вышний Волочек и Вышневолоцкий район стали одним муниципальным образованием. Как вы оцениваете эту политику властей нашего региона?
– Я знаю об этой истории. Ваш губернатор старается быть отличником, не просчитывая возможных последствий. С одной стороны, я понимаю, почему так происходит. Тверская область очень большая, районов исторически много. Необходимо содержать управленческий аппарат, районные больницы и другие структуры, которые должен иметь каждый муниципалитет. А во многих районах население сокращается, поэтому государственные услуги становятся очень дорогими. Процесс укрупнения неизбежен практически для всей страны, но все-таки не нужно бежать впереди паровоза. Тверская область сейчас занимается укрупнением темпами, которые явно опережают общероссийские.
Видимо, мне пора приехать в Тверскую область и самой разобраться, что же у вас происходит с оптимизацией. Пока это очень похоже на компанейщину. Губернатор и его команда не включают голову, не просчитывают возможные риски для населения. Для них главное – оптимизировать расходы, а как это аукнется для населения – это вопрос второстепенной важности. А интересы населения должны страдать как можно меньше. Оптимизация – очень трудный процесс, который необходимо всесторонне продумать.
«Тверской области очень не везло на губернаторов»
– Ходят слухи, что в 2020 году могут снять нашего губернатора, чтобы новые выборы прошли в 2021-м и не совпали с парламентскими в 2022 году. Что вы об этом думаете?
– Я про это ничего не знаю. Я сформулирую свой вывод предельно корректно: в течение последних 20 лет Тверской области очень сильно не везло на губернаторов. Когда в России еще более-менее работал институт выборов, то жители региона сами выбирали себе губернаторов, один другого веселее. Затем губернаторов фактически начали назначать, а население говорить этому «да». В этом случае уже федеральный центр ответствен за выбор таких неуспешных кандидатур.
– Каковы экономические перспективы регионов России и, в частности, Тверской области?
– Сейчас мы находимся между стагнацией и медленным ростом. Я не вижу предпосылок для изменений. Тверь может иметь очень внятную и понятную функцию бэк-офисов и дата-центров московской агломерации. Все рядом, рабочая сила и земля намного дешевле. Все это будет вокруг Твери. Других муниципалитетов региона это не коснется.
– Есть мнение, что муниципалитеты не развиваются, потому что у них отобрали многие полномочия и солидную часть налоговых доходов. Ведутся разговоры о том, что пора вернуть муниципалитетам часть полномочий и денег. Есть ли в этом необходимость?
– Муниципальные образования России, начиная с 2012 года, решили хоть каких-то вменяемых бюджетных доходов. У городских округов, в число которых входит и Тверь, остается всего 15% НДФЛ, собранного на своей территории. Все остальное уходит в региональный бюджет. Напомню, что до 2012 года было 30%.
Доля трансфертов в доле всех городских округов почти 60% от их бюджета. Своих денег максимум 40%. Все остальное они получают сверху. Муниципалитетам оставляют НФДЛ чуть больше. В районе 20%. Но у них нет ни денег, ни полномочий. Сюда же можно добавить отмену выборов мэров.
Эта сверхцентрализация просто убила местное самоуправление и особенно крупные города, главные точки роста России. Вся политика диктуется сверху. Сейчас Тверь и другие городские округа практически не могут развиваться за счет своих средств. Они есть, но их просто отобрали в региональный бюджет. А у других муниципалитетов Тверской области и налоговой базы-то особой нет.
– Значит, пора вернуть полномочия и финансы муниципалитетам?
– Для этого нужно менять систему управления. Нужно сделать так, чтобы полномочия по всей социалке не сидели на уровне регионов. Я считаю, что муниципалитеты обязаны отвечать за первичные услуги населению. Им нужно возвращать ответственность за школы, больницы и соцзащиту.
Децентрализация управления очень нужна России. Но больше всего она нужна крупным городам, у которых есть налоговая база. Например, Тверь и Удомля, где расположена Калининская АЭС, себя точно сами прокормят, если перестать у них отбирать столько денег. Самостоятельность таких городов резко возрастет. А все остальные муниципалитеты как сидели на дотациях, так и будут сидеть, даже если забирать у них меньше денег. Просто у них низкая налоговая база. Поэтому регионалы не хотят ничего менять. Сейчас они у всех отбирают и перераспределяют. А если дать муниципалитетам больше самостоятельности, то у них можно будет забрать меньше налогов. Но при этом все равно нужно будет что-то распределять в пользу бедных районов.
Я не вижу возможностей изменения данной модели управления в текущем политико-экономическом цикле. Но в отдаленной перспективе наша страна, конечно, выберет другой путь развития или окончательно окажется на экономической мировой периферии.
Андрей САБЫНИН
Газета «Караван Ярмарка» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.