Основной причиной катастрофы авиалайнера Boeing 737–800 авиакомпании FlyDubai в 2016 году в аэропорту Ростова-на-Дону стала ошибка пилотов. Окончательный отчет об авиакатастрофе, произошедшей ночью 19 марта 2016 года, выпустил Межгосударственный авиационный комитет (МАК) вечером 26 ноября.
Согласно отчету, пилоты самолета выполняли свои обязанности профессионально до ухода на второй круг.«Катастрофа самолета Boeing 737-8KN с бортовым номером A6-FDN произошла при выполнении повторного ухода на второй круг из-за неверной конфигурации и ошибок в пилотировании с последующей потерей командиром воздушного судна (КВС) ситуационной осведомленности ночью в инструментальных метеоусловиях, приведшей к потере контроля за параметрами полета и столкновению самолета с землей», — говорится в отчете МАК.
Специалисты МАК отмечают, что после неудачной посадки, авиалайнер ушел в зону ожидания, где кружил некоторое время. Расшифровки записей разговоров пилотов в кабине авиалайнера дали специалистам понять, что командир авиалайнера 38-летний Аристос Сократус впал в ступор и не реагировал на правильные подсказки второго пилота 37-летнего Алехандро Алава Круса. Командир воздушного судна после неудачной посадки оказался в растерянности и не мог решить, какое решение в создавшейся ситуации было бы правильным: уход на запасной аэродром или же повторная попытка посадить самолет в Ростове-на-Дону.
НАСТОЙЧИВЫЕ И ПРАВИЛЬНЫЕ В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ПОДСКАЗКИ ВТОРОГО ПИЛОТА КОМАНДИР НЕ ВОСПРИНИМАЛ.
«КВС, не достигая своими действиями поставленной цели, находился в „растерянном“ состоянии и потерял способность к прогнозу дальнейшего поведения самолета („отставал от самолета“). Это привело к потере ситуационной осведомленности и попаданию в состояние психологического ступора», — говорится в документе.
Особое внимание в отчете МАК уделено тому, что оба летчика ранее не летали вместе, не летали по маршруту в Ростов-на-Дону и на момент катастрофы провели в небе чуть более шести часов, в том числе два часа «в напряженной рабочей обстановке, связанной с необходимостью принимать нестандартные решения».
Напомним, более трех лет назад, 19 марта 2016 года, в старом ростовском аэропорту потерпел крушение пассажирский лайнер Boeing 737–800 авиакомпании FlyDubai, который выполнял рейс FZ981 Дубай — Ростов-на-Дону. На борту находились 62 человека — 55 пассажиров и 7 членов экипажа — все они погибли. Авиакатастрофа произошла в 3:42 утра, а уже рано утром к аэропорту начали подъезжать родственники погибших. Здесь же им оказывали необходимую психологическую и медицинскую помощь. Ситуацию осложняло то, что списки погибших еще несколько часов уточняли. По данным МЧС, на месте трагедии работали около 850 человек и 170 единиц техники. Спасатели разбирали обломки самолета и занимались поиском тел.
Первоначально Следственный комитет России рассматривал три основных версии случившейся катастрофы: техническая или конструктивная неисправность самолета, сложные погодные условия и ошибка экипажа. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) создал комиссию, включив ведущих специалистов по расследованию авиационных происшествий из ОАЭ, США и Франции. Усилиями специалистов была восстановлена полная картина случившегося, последний год специалисты МАК отрабатывали только версию с ошибкой экипажа, доподлинно восстанавливая все детали авиакатастрофы.
Родственники погибших в крушении Boeing в аэропорту Ростова получили денежную компенсацию из резервного фонда Ростовской области, которая составила по 1 млн рублей. Выплаты также осуществлялись на уровне муниципалитетов — по 200 тысяч рублей получили родственники тех пассажиров, которые проживали в Ростове, Батайске, Новочеркасске и Азовском районе. Авиакомпания FlyDubai заплатила по 20 тысяч долларов родственникам за каждого погибшего.