В наше время странно слышать, что есть не только противники сада, но еще и сторонники. Это не мамы, вынужденные «сдавать» детей в казенные учреждения, поскольку нет вариантов работы, позволяющей совмещать зарабатывание денег с воспитанием. Именно сторонники, считающие сад благом. Один из их главных аргументов в том, что сад нужен детям для социализации. На самом же деле это стереотип. Легко докажу на пальцах, почему сад и социализация — явления из параллельных вселенных.
Чему малыши могут научиться у ровесников?
Продвинутые психологи говорят, что для социализации ребенку нужна сначала мама (в идеале, лет до трех), а затем другие взрослые — как правило, из близкого окружения. Это могут быть родственники, друзья и подруги родителей, их коллеги по работе, а также хорошие няни. Как правило, достаточно регулярного, естественного, дружелюбного общения в кругу таких взрослых, совместного времяпровождения, поездок – это уж у кого чем жизнь наполнена. При условии, что взрослые сами нормально интегрированы в общество. Если есть еще и дети — просто отлично.
Дети учатся у взрослых — это закон.
Ну подумайте, чему 2-4-летние малыши могут научиться в саду друг у друга? Нет, могут, конечно, перенять ужимки и обзывалки. Даже если без негатива — дети могут обмениваться эмоциями и информацией на своем уровне развития. Не более того.
Чему дети могут научиться у воспитателя?
Могут ли роль таких социализирующих взрослых сегодня выполнять детсадовские воспитатели? На мой взгляд, нет.
Во-первых, потому, что педагоги в саду сосредоточены на выполнении учебного плана и режима дня. Чаще всего, они не могут уделить индивидуальное внимание каждому воспитаннику и по остаточному принципу относятся к эмоциональному состоянию ребенка. В то же время дети полноценно развиваются и осваивают новое только в комфортной среде, когда у них нет тревоги и переживаний. Часто воспитатели в детском саду кричат на детей, и дети их боятся.
Во-вторых, под социализацией сами же воспитатели и некоторые мамы понимают дрессировку! Да, именно дрессировку, с целью добиться от ребенка желаемого поведения, управляемости, «удобности». Запугивание, наказания, постоянные одергивания — лучшие друзья таких воспитателей.
В-третьих, посмотрите сами, как дети проводят время в садах. Каждый день по одной и той же схеме, в одном и том же составе, в одном и том же помещении. Нет выхода на внешний мир. Все знания малыши получают не из жизни, а из «методичек», сидя за столами. Социальные нормы усваивают не на личных примерах (мамы, папы и всего взрослого окружения), а из назиданий воспитателя.
«Что это за «эй»! Вы же не в лесу!», — орет воспитательница в нашей группе, как будто и правда заблудилась.
Для чего работают сады в своем текущем виде
Одна моя подруга, имеющая прямое отношение к системе образования, уверена, что детские сады существуют для… Нет, не для работающих мам, и уж точно не для детей. Они существуют для того, чтобы дать работу воспитателям.
"Воспитателей в саду дефицит, поэтому все крутится вокруг них, — считает она. — Даже если вы относитесь к тем людям, которые считают сад благом, вы не застрахованы от большого облома. Мечтали отдать спиногрыза в сад и выйти, наконец, на любимую работу? Или нелюбимую, просто достала нищета? Не спешите радоваться, потому что высока вероятность, что воспитателем в вашей группе будет какая-нибудь постоянно орущая дама, и у вашего ребенка не будет ни малейшего шанса адаптироваться к такому античеловеческому отношению. Это ваш ребенок окажется «каким-то не таким» — домашним, не готовым к саду. Воспитатель будет здесь абсолютно не при чем».
Если ваши дети ходят в государственный детский сад, то социализировать их придется все равно вам. Ответственность за настоящую социализацию — на родителях.