Часто так бывает, что ребёнок ничем не увлекается, ничего не хочет, не любит читать, только играет в компьютерные игры. Родителей это беспокоит, т.к. через чтение человек развивается, развивает свой словарный запас.
Слушая сказки, которые ему вслух читают родители, ребёнок развивает свой эмоциональный интеллект, воображение и укрепляются отношения с родителями.
Как помочь детям полюбить читать и не мешать, если эта любовь уже сформирована?
Бывает два варианта, когда дети не любят читать:
Первый - в семье никто не читает, родители проводят все свободное время в компьютерах, телефонах. В раннем детстве сказки не читали. И тут странно ждать от ребёнка большой любви к чтению.
Второй - в семье все читают, родители с детства приучали ребёнка читать, читали книги вместе, покупали детскую литературу, которая интересна детям и ребёнок лет до 10 даже сам читал, увлекался, а потом резко любовь к чтению пропала.
Во втором случае причиной отказа от чтения могут быть книги, которые родители стали предлагать детям. Раньше это были яркие красивые детские книги с картинками, а потом вдруг ребёнку надо читать обычные книги с серыми страницами.
Что делать?
1. Формировать положительное отношение к ЛЮБОМУ виду чтения.
То есть не ругать, как ребёнок читает - не смеяться с его неправильно прочитанных слов, с того, что он читает медленно, не исправлять его со словами: «Давай лучше я!». Исправлять очень корректно и мягко, по методу «бутерброда».
Кто не знает, метод «бутерброда» - мы сначала замечаем реальный момент, который получился у человека, где он молодец «Ты сегодня читаешь с выражением, стараешься!».
Затем даём критику «..., но это слово правильно читать так».
И завершаем поддержкой «Ты молодец, у тебя все получается»
2. Не сравнивать ребёнка ни с кем!
Скорость чтения, количество прочитанных книг, интересы в выборе литературы. Ваш ребёнок - самый лучший! Уникальный! Нет норм как быстро он должен читать, какие именно книги в каком возрасте! Важно быть на его стороне и замечать даже маленькие успехи в чтении. Сел с книгой просто смотреть картинки - уже молодец!
Я видела несколько раз у детей такие неадекватные реакции, когда предлагала им книги - слёзы, истерика, агрессия. Вот такие последствия бывают если сильно давить.
3. Чтобы читать книги детям было интересно, можно предложить весёлую игру. Читать книгу и клеить в неё узкие разноцветные наклейки, на которых можно что-то писать.
Например, прочёл ребёнок несколько страниц, где рассказывалось о семье главного персонажа - на этой странице наклеил наклейку и написал - «Семья». Или появился в книге смешной момент - наклейкой отметить его.
Так «серая» книга становится яркой, интересной, с элементами игры.
4. Не бояться электронных книг!
Часто родители так боятся компьютерной зависимости у детей, что запрещают даже подходить к компьютеру. Надо понимать, что наши дети будут жить не в том веке, в котором живем мы и наша задача, как родителей, показать, что компьютер - это не только игры и мультики. Это ещё и огромные возможности.
Предлагать детям самим выбирать, какой формат чтения им ближе - реальная книга или ее электронная версия. Часто детей пугает толщина книги. Иногда они бывают яркие и красивые, но совершенно неудобные в руках детей. В электронном варианте этого эффекта нет.
5. Ходите в библиотеки, в книжные магазины, пусть дети сами выбирают, что им интересно.
Книга с картинами, журнал с заданиями, комиксы - пусть читают и не теряют интерес к этому.
Кстати, оказывается, есть комиксы на классические произведения, а не только мультяшные.
6. Введите в режим дня «чтение перед сном».
Например, в 9 часов вечера дети идут в свои кровати. Они могут не спать, но и играть в гаджетах не стоит. Мама может смело их забирать до утра. Это время на чтение.
Родители читают младшим детям сказки, старшие читают сами. Все успокаиваются, развивают эмоциональный интеллект и готовятся ко сну.
Надеюсь, эти рекомендации будут полезны и ваши дети будут читать с удовольствием, развивать эмоциональный интеллект и формировать здоровую самооценку.