Найти тему
F.K.

ЯК-3 начало пути .

Один из лучших советских истребителей Як-1 был запущен серийное производство еще в сентябре сорокового года. Эта машина обладала неплохим конструкционным резервом, благодаря чему неоднократно модернизировалась, с учетом опыта воздушных боёв с самолетами Люфтва́ффе (нем. Luftwaffe — воздушные силы) полученного в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Однако практика показывала ,что любое улучшение тактико-технических и боевых характеристик машины вело к увеличению ее массы, что в свою очередь, оборачивалась снижением маневренных и скоростных показателей.
Типичным примером такой диспропорции является истребитель Bf-109 ,
один из лучших самолетов люфтваффе.

Создав хороший планер ,в дальнейшем немецкие авиаконструкторы улучшали качество самолета лишь за счет утяжеление конструкции. Устанавливая более мощный мотор, более мощное вооружение и так далее .В результате, к началу Сталинградской битвы масса модернизированного Bf-109 возросла на несколько сот килограммов,
что очень существенно для истребителей того времени. В результате самолет исчерпал предел своих возможностей по модернизации . Но, во-первых — планировавшийся ему на замену Мессершмитт Me.209.II всё ещё находился в стадии разработки, а во-вторых — дела на фронтах всё ещё складывались в пользу Германии, и высшее руководство решило пойти по пути дальнейшего совершенствования машины.

Проблема веса и маневренности очень серьезно волновала Яковлева, машины которого составляли львиную долю современного истребительного парка советских ВВС. В своих дневниках, он неоднократно возвращался к мысли создания боевого самолета, в котором мощное вооружение, скорость и дальность полета сочетались бы с еще одним сверх важным качеством самолета истребителя, а именно высокой маневренностью.
До определенного момента, развитие любого из вышеперечисленных качеств шло в ущерб другим. Казалось, что решить эту проблему просто невозможно, но не для Яковлева. В декабре 1942 года Яковлев собрал у себя в кабинете конструкторов и инженеров и изложил им основные черты,которые он видел в образе будущее машины. Выступление главного конструктора выглядело столь обоснованным и длительным, что у его коллег не возникло даже тени сомнений в возможности воплощение его идей .

Работу над созданием нового сверхлегкого истребителя Александр Сергеевич Яковлев начал по собственной инициативе.Это значит, что государственного заказа не существовало, а следовательно, не было ни технического задания ,ни жестких сроков реализации проекта. В творческом плане это дало полную свободу действий инженерам и конструкторам. Как показывает опыт ,именно в таких ситуациях вооруженные силы получают не просто удачное,а без преувеличения, эталонные образцы боевой техники.

Как отмечал сам Яковлев, разработка машины шла по принципу
максимальной весовой отдачи при минимальных геометрических размерах. За основу взяли истребитель Як-1. Была проведена тщательнейшая ревизия деталей самолета на предмет уменьшения веса без ущерба для прочности конструкции будущее машины.

Борьба за разумное уменьшение массы отдельных деталей и целых агрегатов стала определяющим моментом всей работы над новым истребителем. По сравнению со своим прототипом, истребителем Як-1, на
опытном образце уменьшили площадь крыла. Тяжелые лонжероны крыла выполненные из дерева заменили легкими дюралевыми. Многочисленные модели самолета по долгу исследовались в аэродинамических трубах ЦАГИ .

Продолжение следует .... .