Казалось бы, что может быть понятнее, чем улыбка на лице человека?
И в то же время человечество очаровано загадкой Моны Лизы. А психологи изучают улыбку как выражение состояния человека: от страха до искренней радости.
В кинематографе всё тоже не так просто. Улыбка здесь становится символом, знаком, образом.
«Сломанные побеги» реж. Дэвид Уорк Гриффит, 1919 г.
Одна из первых примечательных киноулыбок запечатлена классиком американского кинематографа - Дэвидом Гриффитом в мелодраме «Сломанные побеги».
Вот как описывает этот момент актриса Лилиан Гиш:
«Мы репетировали эпизод, в котором отец Люси запускает в нее ложкой, чтобы посмотреть, как девочка подпрыгнет. После этого он жалуется, что она никогда не улыбается. Сама не понимая почему, я приподняла двумя пальцами уголки рта. Сидевший в дальнем углу павильона мистер Гриффит подпрыгнул на месте. — Не опускайте пальцев! Это великолепно! Никогда в жизни не видел подобного жеста. Мы используем его на протяжении всего фильма. Разволновавшись, он даже подошел ко мне. — Как вы придумали это, мисс Гиш? — Я не придумывала, мистер Гриффит. Это пришло само собой, — ответила я, не подозревая, что этот жест станет чем-то вроде моей фабричной марки во всем мире».
Образ натягивания улыбки на лицо, который впервые появился в этой сцене, стал классическим.
В дальнейшем этот жест появится в фильме «Человек, который смеется» (1928 г), который был снят по одноименному роману В. Гюго.
Энергетика образа не угасла и встречается в фильмах нашего времени. Самый яркий пример - «Джокер» Тодда Филлипса (2019 г).
«Огни большого города» реж. Чарльз Спенсер Чаплин, 1931 г.
История самоотверженной и благородной любви Бродяги к слепой цветочнице рассказана Чаплином языком пантомимы.
Вообще, в своём фильме Чаплин выступает как ярый противник звукового кино. И он доказывает, что пластика – это универсальный язык: пронзающая своей трогательностью улыбка Бродяги в финале фильма передает большую палитру смыслов, чем любые слова.
Даже сам Чаплин, который очень критично относился к своему творчеству, поражался магией этой сцены:
«Подобное у меня было раз или два… Последняя сцена «Огней большого города»… Я не играю… Просто стою и смотрю с извиняющимся видом.… Это прекрасная сцена, прекрасная именно потому, что я не переигрываю».
Недаром критик Джеймс Эйджи назвал финал фильма «величайшим моментом актерской игры и вершиной киноискусства».
«Ночи Кабирии» реж. Федерико Феллини, 1957г.
… Только что Кабирия потеряла всё. Она идёт по бульвару. Мимо проносится беспечная молодежь, не задумывающаяся о том, насколько жестокой бывает жизнь.
Взгляд Кабирии скользит по этим жизнерадостным лицам и тут робкая улыбка озаряет её лицо. Вновь появляется надежда и любовь…
Улыбку Кабирии в исполнении Джульетты Мазины называют Джокондой мира кинематографа. Ведь при всей своей робости она содержит в себе такую глубину и силу, что одним своим появлением изменяет смысл фильма.
«Психо» реж. Альфред Хичкок, 1960г.
Расстройство личности - это редкое диссоциативное расстройство, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей.
Мастер психологического триллера создал поистине культовый фильм, раскрывающий эту проблему.
Но мы занимаемся изучением киноязыка.
Поэтому, зная «про что» рассказывает Хичкок, давайте разбирать то, «как» он это делает.
И тут мы возвращаемся к теме нашего выпуска – к улыбке.
Норман Бейтс в начале фильма – доброжелательный молодой человек. Его лицо часто озаряет робкая и безобидная улыбка.
В финале фильма, после раскрытия преступления, Норман Бейтс уже не кажется нам белой овечкой:
Камера заключения. Мы видим главного героя и слышим его закадровый голос – внутренний монолог от лица матери. Всё понятно: вторая личность полностью захватила контроль над его телом.
Но кино – искусство в первую очередь пластическое.
Если убрать звук, то можно убедиться, что актер Энтони Перкинс абсолютно неподвижен. Нет никаких подсказок от автора. И тут улыбка появляется на лице героя. Улыбка, которая и говорит нам о произошедшем перевороте. Улыбка, которая переходит в оскал черепа. Для это режиссер делает полунаплыв по зубам Перкинса. И затем обрывает... Киноведы до сих спорят, почему он обрывает этот наплыв.
Хичкок соединяет визуальную и звуковую информацию, что в итоге и определяет глубину эффекта заключающего кадра фильма.
Итак, чем же всё-таки интересна улыбка для авторов?
Улыбка - это ещё один ключ к раскрытию самого непостижимого - человека.