Чем дольше живёшь, тем больше убеждаешься - прав был мудрый Соломон. В многом знании - много печали. Всё чаще с грустью вспоминаешь свежесть восприятия, которая была в детстве. "Святыню чувств". Радость открытия. Когда тебе сразу, вдруг, ниоткуда, открывается целый неведомый доселе мир.
Помню, как вот так тёмным зимним вечером в мою жизнь вошёл Древний Египет. Я учился тогда ещё в младших классах и никогда ничего не слышал об этой далёкой загадочной стране. Пятый класс с его великолепной "Историей Древнего мира" был ещё далеко впереди и ещё пока не было ничего волшебнее и заманчивее сказок.
Вот в такой обычный скучный вечер, когда и заняться нечем, и почитать нечего, и пойти некуда, даже кино по телевизору никакого, родители вынули из почтового ящика свежий номер журнала "Вокруг света".
Сейчас и не объяснишь подрастающему поколению, у которого в руках весь мир на экране планшета, какое впечатление тогда производил даже сам вид этого журнала. Один логотип чего стоил. С земным шаром, пальмами.
Вечер перестал быть томным и я забрался на диван в предвкушении путешествий и приключений.
Там была статья о пирамиде Хеопса. Точнее о её тайнах. О "муравьях" халифа аль-Мамуна, пробивавших ход в толще её камней. О загадочных ходах и таинственных колодцах. О сокровищах, породивших сказки о пещере Аладина. О фараонах, считавших себя земными богами и возводившие каменные горы до небес.
Тайны, подземелья, полные золота, исчезнувшее великое царство, загадочная волшебная страна за тридевять земель - всё это было прекраснее самой изысканной сказки. И всё это было правдой.
Само это открытие, что реальность может быть волшебнее сказки, открылось мне именно тогда.
Золотая Орда. Само название создано будто для того, чтобы очаровывать и будить воображение. Как появилось в моей жизни это сгинувшее в песках времён великое царство? Когда я впервые услышал это имя и заболел им на всю жизнь?
Когда открыл атлас по истории для 4-го класса. Там была карта. Закрашенная жёлтым цветом территория, с рисунками древних городов, юртами и вооружёнными всадниками в мохнатых меховых малахаях.
Как мало нужно было тогда, чтобы заработало воображение и стало дорисовывать то, чего я тогда не знал.
Что оно могло тогда дорисовать? Топот конницы в бескрайней степи, ветер.
"А ветер поёт, помнит ветер в горах
Героев и царства, что пали во прах"
Потом всё уже ложилось на почву этих первых впечатлений. Книга "Чингисхан" Яна. Коричневая обложка с золотым верблюдом. Сейчас даже не верится, что до этого момента я даже не слышал ни разу этого имени.
Открыл, словно дверь в неведомый и таинственный мир.
О эта магия заголовков, предисловий и эпиграфов!
"Читатель, салям!" Книга первая "В Великом Хорезме всё спокойно". Часть первая "В плаще дервиша". Глава первая "Золотой сокол". "Наша земля похожа на развернутый старый выцветший плащ" Из старинного арабского учебника.
Кто из нынешних умеет так неумолимо брать читателя в плен? Ещё до того, как он прочитал первые строки?
"Ранней весной запоздалая снежная буря пронеслась над мёртвыми барханами великой равнины Каракумов"
И вот уже показался чёрный осел, за которым бредёт бородатый человек в высоком колпаке дервиша с белой повязкой человека, побывавшего в Мекке.
С тех пор я и брожу по следу мудрого странника Хаджи Рахима.