Найти тему
Сергей Зацаринный

Гаремные страсти Золотой Орды

Что меня привлекает в истории Золотой Орды, так это необычайное богатство сюжетами и личностями, словно специально созданными для фильмов и приключенческих романов.

Всё время так и лезет на ум турецкий "Великолепный век", покоривший всю Европу с Россией вместе.

Для самого меня гаремная тема чужая, но после своих "золотоордынских странствий" считаю своим долгом отдать ей дань, или, как говорили в те былинные времена - выход.

Когда-то ведь вспоминал уже знаменитую Тайдулу.

А страсти в ордынских гаремах кипели такие, что султан Сулейман облысел бы ещё в третьей серии. Причём страсти самые что ни на есть политические.

Боракчина-хатун. Мы её помним, как жену Батыя. Причём, даже больше, как его вдову. Она активнейшим образом вмешалась в борьбу за власть после смерти своего супруга против его брата Берке и вскоре погибла. Однако эпизод этот был не столь мимолётным, как кажется.

Во первых сама Боракчина, по мнению многих попала в гарем к Батыю уже раз овдовев. До этого она была одной из жён верховного хана Угэдея в Каракоруме. Когда же благоверный ушёл к верхним людям, в его гареме начался такой "Великолепный век", что мама не горюй. Одна из жён Туракина стала почти на пять лет регентшей всей империи Чингизхана. Остальные же жёны стали мереть, как мухи в блюдце с дихлофосом.

Многие бывшие сподвижники Сотрясателя Вселенной рванули когти из ставки.

Сын знаменитого купца, шпиона и администратора Махмуда Ялавача (того самого, которого мы встречали на первых страницах знамениого романа Яна "Чингизхан") удрал к Батыю. Приблизительно в это время появляется в наших краях и Боракчина. Впервые о ней упоминают наши летописи, когда на поклон к ней прибыл галицкий князь Даниил.

Вновь на политической арене она оказалась уже после смерти мужа.

Правильнее сказать - этого мужа. Ибо был он как мы видим, не первый, и как убедимся, не последним.

Так вот, когда второй муж Боракчины отправился к первому, его сын и наследник Сартак был в Каракоруме, где получил ярлык на отцовский улус. Однако до самого улуса так и не добрался. Наверное съел что-нибудь.

После чего источники очень глухо сообщают, что бывшая жена Батыя Боракчина сумела сделать ханом малолетнего Улагчи и объявила себя регентшей. В пику брату Батыя Берке. Скорее всего он был сыном Батыя, хотя некоторые считают его сыном Сартака.

Вот только назвать этот эпизод ордынской истории мимолётным никак не получается. Бодяга тянулась года два-три.

Улагчи в конечном итоге съел то же самое, что и Сартак, но Боракчина к тому времени уже успела выйти замуж за другого сына Батыя и даже родить от него сына Туда-Менгу. Которого, после смерти Улагчи и попыталась двинуть в ханы.

После неудачи данного преприятия пыталась бежать в Иран, поймана и казнена.

В нашей истории Боракчина мелькает лишь изредка на дальнем-предальнем фоне деятельности князя Александра Невского. А жаль. Хотя всё-таки мелькает.

Чего не скажешь о другой моей героине.

Джиджэк-хатун. Думаю, большинство слышит это имя впервые.

Она была женой того самого Берке, который и положил конец карьере Боракчины. И похоже, взяла себе на воспитание её осиротевшего сына Туда-Менгу. Ибо после смерти мужа надолго исчезает из поля зрения. Но, не из политики. Похоже, она благополучно перекочевала в гарем нового хана. Который, кстати, приходился этому самому Туда-Менгу родным братом по отцу. Новый хан был человеком решительным, но, как и положено тогда было в Золотой Орде, недолговечным.

И освободил место этому самому Туда-Менгу. А потом в Орде и вовсе стало нестроение и обилие ханов. В подобной ситуации, обычно реальная власть оказывается у чиновников и администраторов. Да ещё дельцов разного уровня. А они тогда в Орде были в основном мусульманами. У них были знания, у них были деньги.

Вождём этой своеобразной партии и стала Джиджэк-хатун. Помогла кому надо сместить одного хана, потом свернуть шею другому.

Третий по счёту хан Тохта свернул шею уже ей самой. Это вам не любимая жена падишаха, борющаяся за внимание повелителя.

Последняя в моём списке Баялунь-хатун. О ней вообще известно очень мало. Была замужем за второстепенным царевичем, которому свернули шею при помощи Джиджэк-хатун. Вот одного из сыновей этого царевича она в 1313 году и помогла возвести на престол. Это был знаменитый в нашей истории Узбек - покровитель Ивана Калиты.

Причём сохранились свидетельства, что именно Баялунь смогла добыть деньги на подкуп степных аристократов поддержавших Узбека. В благодарность хан даже женился на бывшей супруге своего отца. Для этого ему пришлось получать специальное разрешение мусульманских улемов. Которые успокоили Узбека, сказав, что раз отец его был неверным, то и брак его недействителен.

Говорят, что именно после кончины Баялунь в силу и вошла знаменитая Тайдула