Упущенный супершанс Антона
Сердце подсказало мне, что ничего хорошего в этот решающий вечер в Черкизове не будет на 27-й минуте матча. Когда все еще было хорошо, и «Локомотив», несмотря на нелепый автогол, выглядел лучше «Байера».
Но супермомент, какой случился у Антона Миранчука, в подобных встречах нельзя не реализовывать. Потому что это не «Тамбов», где ты можешь позволить сопернику отыграться с 0:2, а потом все равно еще будет шанс забить победный мяч. Это Лига чемпионов, где голевые шансы — наперечет.
Атака «Локо» с участием братьев Миранчуков и Эдера была хороша, но решающий поперечный пас Антону внутри штрафной «Байера» выдал защитник немцев Венделл. Прямо по центру ворот. Шансов у Храдецки, казалось, нет никаких — хотя он сделал все от него зависящее и метнулся к 11-му номеру красно-зеленых. И все равно перед хавбеком были все огромные ворота. Но он умудрился попасть в «отстегнутую» голкипером правую руку.
Два с лишним месяца назад в Леверкузене Храдецки подарил «Локомотиву» второй гол, под прессингом Федора Смолова выбив мяч прямо на Дмитрия Баринова. В Москве вратарь взял у «Локомотива» не только общекомандный, но и персональный реванш. Хотя и для него все могло быть с точностью наоборот — ведь первый удар в створ в матче, от Гжегожа Крыховяка на 10-й минуте, он едва не перевел в свои ворота. Храдецки сумел накрыть мяч только у самой линии.
Могла бы игра получиться совсем другой, используй Антон Миранчук свой супершанс? Наверное, могла — тем более, этот удар почти с линии вратарской вытекал (в отличие от абсурднейшего автогола имени Эдера — Жемалетдинова) из логики происходившего на поле. Материализуйся оно в гол — и «паровоз» при бурной поддержке полного стадиона выжал бы из себя еще больше.
Не случилось. И уже пару минут спустя, словно подтверждая мои ощущения, Хеведес лишь в последнюю секунду прервал проход соперника, не позволив тому выйти один на один. А на 34-й Фолланд тонко закинул мяч за спину Игнатьеву, выведя Бэлли один на один. Гильерме спас, успев выбить мяч из-под ноги форварда, едва его не зацепив. Судья Оливер правильно оценил эпизод, увидев, что вначале вратарь сборной России коснулся мяча, а не ноги — впрочем, в случае чего ему помог бы ВАР.
Но чувство, что вектор игры после не использованного Миранчуком момента изменится, увы, не обмануло. У «Локо» до перерыва будет еще разве что дальний, плотный и довольно опасный удар Эдера, «Байер» же едва не закончит тайм голом. Опять спасет Гильерме, но потом выяснится, что был офсайд. Однако эпизод станет звонком, который москвичи не услышат.
«У нас сегодня не было команды во втором тайме»
Такого Юрия Семина на пресс-конференциях я давно не видел. Вину он, как всегда, не персонифицировал, но в формулировках в отношении команды в целом говорил очень жестко. «Второй тайм мне совсем не понравился, потому что у игроков не было характера». «Не сомневаюсь, что болельщики разочарованы. Я извиняюсь перед ними за этот матч». «Все выглядели плохо. У нас сегодня не было команды во втором тайме». И даже — «После Нового года, думаю, у нас будет немножко другая команда».
После приличного, как минимум равного первого тайма второй и правда шокировал — не только главного тренера «Локомотива», но и всех, кто за эту Лигу чемпионов, да и сезон в целом, привык видеть в исполнении железнодорожников нечто совершенно другое. Но тут «Байер» принялся делать с хозяевами примерно то же самое, что парой недель ранее другой клуб бундеслиги, «Лейпциг», — в гостях с «Зенитом». Ощущение безнадеги было как под копирку — разве что здесь оно продолжалось только 45 минут.
С первой же секунды второго тайма «Байер» вдруг накрыл «Локо» таким прессингом, из-под которого по каким-то причинам — будь то упомянутое Семиным отсутствие характера или что-то еще — хозяева полтайма не могли выбраться. Они не доходили даже до середины поля! По такой игре ничего более справедливого, чем шикарный гол Свена Бендера с лета после мягкой «закидушки» Арангиса, представить невозможно. Перед этим случился заработанный Жемалетдиновым штрафной и вынос, когда на подборе и близко не оказалось ни одного железнодорожника. Что, собственно, и позволило Арангису без помех исполнить эстетский пас.
К Гильерме по этому голу, как и в целом по игре, претензий быть не может. В отличие от полевых футболистов — почти всех. Даже Крыховяк, которому весь сезон хочется аплодировать не переставая, намного больше размахивал руками, апеллируя к Оливеру, чем играл в футбол.
Что же случилось? Нет, понятно — конец ноября, у «Локо» — ограниченный человеческий ресурс, крайне несвоевременная травма Жоау Мариу, на мастерстве которого многое строилось. Но из основных игроков, задействованных в этом сезоне (Фарфана и Кверквелию не берем), португалец единственный, кто не вышел на поле. Семин и не с таким справлялся.
Вспомните Леверкузен. К старту Лиги чемпионов вылетели оба Миранчука, блистательно (особенно Алексей) начавшие сезон. Все прикидывали, что может придумать Юрий Палыч. И понимали, что ничего. А он придумал — и не прогнозировавшиеся пять защитников. Первый раз в сезоне поставил опорником Мурило, до того выходившего только в центре обороны, выдвинул чуть вперед Баринова с Крыховяком...
Сработало идеально! Забили как раз Крыховяк и Баринов — и они же стали несущей конструкцией, на которой держалась вся идеально выстроенная и супердисциплинированная игра «Локомотива» в тот вечер. Напомню еще раз — без Миранчуков.
Сейчас на пресс-конференции спрашиваю Семина, не было ли мысли с учетом успеха того замысла в Москве сделать то же самое. Мысли о том, почему он так поступил, были, и тренер их подтвердил. Сказав, что состав на следующую встречу отталкивается от предыдущей, а матч в Тамбове «у того или иного футболиста оставлял желать лучшего». Это дипломат Семин так охарактеризовал чудовищный «привоз» Мурило второго гола «Тамбова». И какая уже по счету это в сезоне ошибка молодого защитника, который все никак не дорастет до сборной Бразилии, которую обещал нам для Мурило через пару лет гендиректор красно-зеленых Василий Кикнадзе.
«Локо» разбудил Куликов
Наказание Мурило, выведенного после очередного безобразия из состава, было справедливым. Только так вышло, что на пользу команде оно не пошло — вот в чем парадокс ситуации. Крыховяк с Бариновым оказались по полной программе загружены оборонительной работой, и на атаку их физически не хватало.
При этом, за исключением эпизода с ударом Крыховяка в начале матча, едва не превратившимся усилиями Храдецки в гол, абсолютно выпал из игры Жемалетдинов. В данном случае не беру в расчет автогол — это несчастный случай, мяч после выноса Эдера попал ему в колено и отлетел в сетку, и полузащитник тут вообще ни при чем. Речь о том, что Рифат терял мяч за мячом, ничего на своем фланге не создал, да еще и сфолил перед вторым голом «Байера».
Помню, как раз первый матч против немцев, как мне казалось, обозначил качественный скачок в действиях Жемалетдинова, и не случайно спустя время Станислав Черчесов решил познакомиться с ним, вызвав в сборную. Для Рифата хорошо, что до марта сборы и матчи национальная команда не проводит. Лига чемпионов для главного тренера сборной — турнир очевидно приоритетный, и вторая встреча с «Байером» плюсов Жемалетдинову явно не добавила.
Собственно, замена Жемалетдинова на 21-летнего Даниила Куликова на 65-й минуте вдохнула в «Локомотив» хоть какую-то жизнь. Хавбек со скромными габаритами (178 см, 66 кг — подкачаться уж точно следовало бы) храбро шел и нередко выигрывал единоборства, принимал при дефиците времени и пространства правильные решения. Причем центральной зоной Куликов не ограничивался — так, на 82-й минуте открылся слева под заброс Чорлуки, здорово пробежал по краю и нацеленно навесил на Алексея Миранчука, хорошо — но недостаточно, чтобы пробить Храдецки — пробившего головой.
Во многом благодаря Куликову получил возможность вздохнуть посвободнее Баринов, пару раз поучаствовавший в острых атаках — вспомните 85-ю минуту, когда он открылся под классный пас на свободное пространство Алексея Миранчука и мощно прострелил справа: Смолов совсем чуть-чуть не подстроился, проскочил мяч и не смог переправить его в пустые ворота.
«Хей-хей, не сдаются паровозы!», — заскандировала в эту секунду Южная трибуна, но забить хотя бы один гол, сугубо теоретически (равенство в личных встречах и эфемерная, но все-таки возможность лучше сыграть в Мадриде с «Атлетико», чем «Байер» — дома с «Ювентусом») оставлявший шансы на выход в плей-офф Лиги Европы, команда так и не смогла.
Еще после концовок обоих матчей 4-го тура возникло чувство, что это — судьба. «Локо» тогда в добавленное время совершенно незаслуженно уступил дома «Ювентусу» в качественно проведенном матче. А форвард «Атлетико» Мората, напротив, опять же в добавленное время запорол миллионпроцентный шанс сравнять счет в Леверкузене. Качнись колесо Фортуны и в том, и в другом случае в иную сторону, у «Локо» после предыдущего тура было бы четыре очка, у «Байера» — одно. И это была бы уже совсем другая история, поскольку она вынуждала бы леверкузенцев безоглядно атаковать. А мы знаем, как «Локо» умеет действовать на свободном пространстве.