Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Что такое «новые медиа»? Отвечает Лев Манович

Понятие «новые медиа» как концепт сформировался еще в середине XX века. При этом из-за непрекращающегося совершенствования технологий, современные новые медиа — это вопрос неоднозначный и динамичный.

Поэтому если мы хотим успеть за развитием актуальных форм искусства, нужно иметь представление о том, что изначально принято называть «новыми медиа».

  • Какие определения таких медиа условно можно назвать основополагающими?
  • Какими терминами нужно оперировать при разговоре о «новых медиа»?
  • Какие книги являются столпами теории современных медиа?

Наш дайджест о новых медиа для тех, кто хочет понять, почему это важно и, возможно, чуть лучше понимать искусство, созданное на стыке с информационными технологиями.

Скриншоты из видео Continuous War Train («Длинный военный поезд»)  © Ken Rinaldo
Скриншоты из видео Continuous War Train («Длинный военный поезд») © Ken Rinaldo

ЧТО ТАКОЕ НОВЫЕ МЕДИА?

Естественно, универсального ответа на вопрос: что такое «новые медиа» не существует. Однако есть несколько определений, которые можно считать фундаментальными. Одно из них — определение Льва Мановича, ведущего современного теоретика медиа, который в статье «New Media from Borges to HTML» («Новые медиа от Борхеса до HTML») предлагает 8 основных принципов, которые нужно уяснить, для того, чтобы уметь отличать новые медиа от старых. Обобщенный перевод тезисов Мановича читайте ниже:

  • Новые медиа — это не киберкультура. Киберкультура в основном, делает фокус на социологические исследования кибер-пространства (поведение игроков внутри онлайн мультиплееров, культура ведения блогов, проблема «онлайн-идентичности»). «Новые медиа» исследуют непосредственно новые культурные технологии как посредники взаимодействия (все виды технических средств: смартфоны, цифровое ТВ и тд.).
  • Новые медиа — это любые технологии, которые можно использовать в качестве платформы для распространения информации. Этим тезисом Манович определяет, что под категорию «новых культурных объектов» попадают любые платформы (виртуальные и материальные), которые используют компьютерные технологии для работы с информацией. Основная проблема — из-за развития технологий этот условный список платформ нужно постоянно обновлять вместе с определением «новых медиа» в принципе.

Видеоинсталляция «Трамп говорит „Китай“ 1.35 миллиардов раз. Это является реальным числом населения Китая» © Bill Baird

  • Новые медиа — это цифровые данные, которые контролирует программное обеспечение. Это значит, что любой объект внутри новых медиа, будь то реклама, веб-сайт или видео, изначально существует в виде цифрового кода, которым легко манипулировать и адаптировать под запросы пользователей. Именно поэтому мы иногда удивляемся пугающе-нужными рекламным объявлениям на веб-страницах.
Проект VertiGhost © Lynn Hershman Leeson
Проект VertiGhost © Lynn Hershman Leeson
  • Новые медиа — это смесь устоявшихся культурных конвенций и алгоритмов программного обеспечения. Под этим Манович подразумевает тот факт, что процесс трансформации «старых» медиа в «новые» происходит с технологиями «новых», но по правилам старых. В пример он приводит создание Голливудских фильмов «нового образца». От фильма «новых медиа» мы ожидаем тотальной кастоматизации — когда зритель сам выбирает сюжет, героев, способ повествования, которые генерируются внутри программного обеспечения. Однако до сих пор ни один фильм не может полностью избавиться от человеческих ресурсов (истеблишмент голливудских звезд, написание сценария и тд.)
  • Новые медиа — это эстетика, которая сочетает в себе ранние этапы становления каждой из технологий «новых медиа». В этом случае Манович обращает нас к историческому аспекту развития медиа. Он замечает, что на раннем этапе каждое медиа (фотография, кино, ТВ и т.д.) уже проходило через так называемую фазу «новых медиа». Этот этап в их становлении определялся через некие «предсказания» в отношении их будущего. Можно вспомнить историю любого них и начать мысленно загибать пальцы. На раннем этапе считалось, что эти технологии
  1. «приведут к большей демократизации»
  2. позволят нам приблизиться к «реальности»
  3. приведут к «разложению моральных ценностей»
  4. уничтожат естественные отношения между человеком и природой, увеличив разрыв между наблюдающим и наблюдаемым.
Аудиовизуальная инсталляция data.tron © Ryoji Ikeda
Аудиовизуальная инсталляция data.tron © Ryoji Ikeda
  • Новые медиа — это ускорение выполнения тех алгоритмов, которые раньше выполнялись вручную или с помощью других технологий. По Мановичу, в итоге это повлияло на появление новых технологий репрезентации (разработка компьютерных игр), а также сделало возможным взаимодействие внутри нового медийного искусства (медиаинсталляции, интерактивные мультимедиа).

Пример создания скульптуры посредством виртуальной реальности © Vojtěch Krs

  • Новые медиа — это кодирование искусства модернизма, новые медиа как метамедиа. Механизм действия новых медиа Манович связывает с авангардным движением в искусстве 1920-х гг, когда происходило интенсивное переосмысление уже существующих произведений искусства. Отсюда возникает феномен метамедиа, как часть эстетики уже пост-модернизма. В первую очередь, метамедиа определяются тем, что не создают чего-то радикально нового, а предпочитают работать с уже существующей информацией.
  • Новые медиа — это связь идей послевоенного искусства и компьютерных технологий. Продолжая находить точки пересечения искусства и компьютинга, Манович обращает внимание, что многие художники 1960-х активно начинают взаимодействовать с эстетикой компьютерных технологий («комбинаторный» проект в искусстве, когда художники, создавая множество вариантов одного и того же изначального объекта за счет того, что каждый раз меняли какой-то один параметр)

Конечно, даже такое детальное описание феномена «новых медиа» не исчерпывает его фактическое содержание. Поэтому в наших следующих публикациях мы расскажем о самых «ходовых» понятиях внутри дискурса о медиа, и об основных must-read по теме.

Текст: Елизавета Александрова

А если вы дочитали до конца, но так и не поняли, какое отношение современная фотография имеет к новым медиа, прочитайте нашу большую вводную статью:

Понять искусство новых медиа

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.