Редакция Коллаборации План Б выражает особую благодарность автору статьи, Анне Матягиной, которая помогла нам понять на что обратить внимание при выборе психолога, который будет сопровождать вас в период развода и после него.
Развод. В один миг становится зыбким всё, что ранее казалось надежным и крепким. Муж из близкого и родного человека превращается в злого и опасного незнакомца.
Человек, с которым ты прожила часть своей жизни. Делила с ним кровать. Строила планы... Мечтала... Радовалась... Превращается просто в прохожего, а ионгда и во врага, который пытается как можно качественнее замарать тебя грязью и облить помоями. Что делать, когда ты разобрана на части, унижена и опозорена? Что делать, когда ты настолько глубоко сидишь в «яме», что просто не представляешь пути наверх?
Обратится за помощью.
Обратится к тому, кто не будет навешивать на тебя ярлыки. Кто создаст безопасное пространство, в котором можно собрать себя заново, выразить всю боль, увидеть «свет в конце туннеля». К психологу.
Единственное, к кому бы вы не пришли за помощью, пожалуйста, прислушивайтесь к себе и обращайте внимание на то, как специалист с вами общается.
К сожалению, специалистов, готовых проконсультировать вас за ваши деньги много, а вот профессионалов, увы мало.
Так на что же стоит обратить внимание, при выборе помогающего специалиста? Какие «смертные грехи» в работе могут вам навредить?
1. Навязывать свое мнение. Желание спасти. Стремление получить результат во что бы то ни стало.
Свои непроработанные «травмы» нередко приводят к тому, что помогающий специалист начинает «продавливать» свою точку зрения. К сожалению, в беседе с клиентками регулярно всплывают фразы: «Мне психолог сказала, что я должна…», «Она мне сказала, что это я виновата в том, что …», «Она меня убедила, чтобы я…».
У каждого из нас своя «карта реальности». Свой опыт. Свои стратегии достижения результатов. Мы разные. Задача помогающего специалиста создать безопасное пространство, где клиент сможет выразить и высказать все свои эмоции, мысли, догадки и принять решение оптимальное именно для него.
2. Брать ответственность клиента на себя.
Психолого должен донести до клиента с самого начала, что его жизнь – его ответственность. Важно уметь научить клиента быть самостоятельным. «Привязывание» его к себе, на мой взгляд, может происходить только из желания как можно больше заработать на клиенте. Задача помогающего специалиста – быть в нужный момент опорой для клиента, но НЕ СТАНОВИТЬСЯ ДЛЯ НЕГО КОСТЫЛЯМИ!
3. Догнать и «долечить». Желание проработать все и сразу. Создать «высокоэффективного морально устойчивого монстра».
Если инициировать перемены жестко и из вне, то можно получить отрицательный эффект. Перемены как цветок. Для них важен баланс. Будет много воды, сгниет. Мало – засохнет. Поставите на открытое солнце, сгорит. Уберете в тень – не будет расти.
4. Торопить клиента. Важно, чтобы клиент был готов не только к изменениям, но и к последствиям этих изменений.
У всех разная скорость. Разное восприятие. Кому-то на принятие решение достаточно недели, а у кого-то может уйти год. Необходимо это уметь принимать. Все случится в свое время. Терпение – одно из важных профессиональных качеств помогающего специалиста.
5. Пытаться «лечить» все сразу.
У каждого помогающего специалиста есть специализация. Хорошо, если в разговоре с вами, он сразу говорит, чем не занимается. Невозможно делать ВСЕ и одновременно ХОРОШО. Адекватный специалист подберет и перенаправит вас к другим специалистам, если будет понимать, что они в этом более компетентны.
Если вы увидите, что у вашего психолога есть хотя бы один из этих «смертных грехов», попробуйте поработать с другим специалистом.
Анна Матягина, автор канала Life.Relax.Psychology.
- Диплом РУДН "Основы психологического консультирования и профессиональный коучинг", с правом ведения профессиональной деятельности в сфере психология
- Сертифицированный специалист по юнгианской песочной терапии (Центр песочной терапии Юнга)
-Сертифицированный специалист по работе с метафорическими ассоциативными картами (The official representative of the OH-CARDS in Russia)
-Сертифицированный Coach ICI (International Association of Coaching-Institutes)
-Сертификат Mental Research Institute (MRI) Palo Alto, California по курсу "System Approach in Business Counseling"
-Сертификат Association for Coaching по курсу "Professional Coach"