Немало у тех, кто занимается музыкой, есть стремление прославиться далеко за пределами родной страны. Особый взор амбициозных исполнителей и продюсеров устремляется в США.
Почему известные нам исполнители из Франции и Италии поют на родных языках, а певцы и музыканты из Германии поют преимущественно на английском? Вы их слышите по тому же «Авторадио» или видите на тех же «Дискотеках 80-х», поэтому понимаете, о ком речь. Но почему-то большинство из них оказались в США никому не нужны. Однако оказался один довольно пронырливый продюсер, и вы прекрасно знаете его основное детище.
Фрэнк Фариан — легендарный композитор, автор песен, продюсер, звукорежиссёр и просто замечательный добродушный человек.
20-летний Франц Ройтер (настоящее имя Фариан) начал своё восхождение на музыкальный Олимп как лидер группы Frankie Farian und die Schatten, созданная в 1961 году на волне рок-н-ролла. Группа была относительно успешной, но в 1968 году Фариан решил начать сольную карьеру, ставшую более успешной. Постепенно он занялся продюсированием и написанием песен для других исполнителей, и одной из первых подопечных оказалась австрийская певица Гилла.
Boney M.
+ Eruption
Проект был придуман в результате экспериментов в студии: Фариан был под впечатлением от ямайских ритмов, и он решил наложить их на модное диско. На первых записях он был на вокале и распевал также и «женские» партии, и он не подразумевал, что на это откликнется большое количество слушателей. Ему пришлось набирать состав для публичной деятельности. В записи музыкальных партий ему стали помогать Лиз Митчел и Марсия Барретт, которые также оказались на сцене. С ними же на сцене были Мэйзи Уильямс и Бобби Фаррелл. То есть, в «каноничных» записях мы слышим голос не Фаррелла, а именно Фрэнка Фариана, и некоторое время ему удавалось скрывать этот факт. Вроде и так понятно, насколько успешной была группа, и что этот всемирный успех разделял Советский Союз (как и успех группы ABBA). Но главная цель, покорение Америки, удалась в меньшей степени. За всё время в «горячую сотню» журнала Billboard попали лишь четыре песни, причём не на лидирующие позиции, и более успешны были композиции «Daddy Cool» (65 место в 1976 году) и «Rivers of Babylon» (30 место в 1978 году). А в «сотню» лучших альбомов, проданных в США, попал лишь альбом «Nightflight to Venus» (туда включены «Вавилон» и «Распутин»), и то на 134-е место, хотя в Великобритании (в другой музыкальной сверхдержаве) альбом занял вершину.
Помимо Boney M. Фариан продюсировал некий их клон, английскую соул-группу Eruption, которая уже была образована до Фариана и представляла собой полноценный коллектив с ритм-секцией. Она известна в нашей стране благодаря каверу на песню «One Way Ticket». Наиболее успешной их композицией считает «I Can't Stand the Rain» (тоже кавер), занявшая 18 место в «горячей американской сотне».
Milli Vanilli
В восьмидесятых годах деятельность Boney M. и Eruption постепенно свернулась вместе с популярностью классического диско. Но Фрэнк Фариан не сидел, сложа руки: работал с другими исполнителями и делал новые группы, как Milli Vanilli в конце 80-х. Рэп и фанк уже тогда набрали ощутимые обороты, и Фариану было интересно поработать с этими направлениями. Он нанял американских вокалистов, записал материал с ними и понял, насколько он вышел весомым, и что свежеиспечённый коллектив надо выпускать на сцену. Но вокалисты были возрастные и не «фотогеничны», поэтому были наняты танцоры Роб Пилатус и Фэб Морван.
То, чего больше всего хотел Фрэнк Фариан, он добился: многомиллионные тиражи записей его детища, вершина американского хит-парада, премия Грэмми. Но довольно быстро стали появляться подозрения в злоупотреблении фонограммой, а Пилатус и Морван стали требовать у Фариана некие «блага». Вопреки запрету продюсера в конце 1989 года дуэт отправился в гастрольное турне по США, в рамках которого в Бристоле произошёл сбой фонограммы. Чуть позже Фариан раскрыл настоящих вокалистов группы, и тогда пришлось вернуть заветную Грэмми, лейбл Arista Records расторг контракт, а слушатели подавали иски в суды с требованием возврата средств за купленные альбомы (иски были частично удовлетворены). У того же Роба Филатуса настали тёмные времена, и он углубился в злоупотребление вредными веществами. Фрэнку Фариану пришлось вызволять своего бывшего подопечного, однако 2 апреля 1998 года Филатус погиб от передозировки антидепрессантов.
La Bouche
В 90-х по всему миру зазвучал евродэнс, и Фариан тут так же не растерялся. Он продюсирует сразу несколько проектов, успешным из которых является La Bouche, созданный непосредственно Фарианом. К сотрудничеству он пригласил американцев Лэйн МакКрэй и Мелани Торнтон. Именно её мы слышим на самой известной их композиции «Be My Lover», гремевшая в 1995 году по всему миру и завоевавшая награду ASCAP как самая перепеваемая песня США. Их дебютный альбом, «Sweet Dreams», разошёлся многомиллионным тиражами, однако в США он занял лишь 28 место. Коллектив худо-бедно работал, но в 2000 году Мелани Торнтон ушла из группы и занялась сольным творчеством. Свободная карьера длилась недолго, так как на следующий год Мелани погибла в авиакатастрофе. В группа La Bouche остался Лэйн МакКрэй, который изредка выступает с меняющимися вокалистками.
No Mercy
Не менее удачным было собранное в 1995 году тем же Фарианом трио No Mercy, состоявшее из латиноамериканских подростков с Майами: Марти Синтрон и братья Ариэль и Габриэль Эрнандес. Их сингл «Where Do You Go» был довольно успешным по всему миру, а в США так вообще переплюнул «Be My Lover» La Bouche («5 место» против «6 места»). Дебютный альбом коллектива также неплохо продавался по всему миру, но чуть скромнее, чем дуэт с МакКрэем и Томпсон. Трио записывалось несколько лет, но постепенно активность спала. Время от времени они что-то записывали, но в итоге по истечению контракта они договорились с Фарианом записывать новые песни отдельно.
Заключение
Конечно, наследие Фрэнка Фариана примечательно не только вышеперечисленными исполнителями.
На фоне волны интереса к старым временам (особенно в России) группа Boney M. и отдельные её участники возобновили активную деятельность. Но у Фариана есть и другие проекты, с которых он до сих пор получает хорошие авторские отчисления. Сейчас Фрэнк Фариан живёт и работает в Майами. Он давно заработал себе на обеспеченную старость и может себе позволить полноценно отдохнуть.