Санкт- Петербург - город, в котором все время появляются новые общественные инициативы по сохранению наследия. Мы уже писали про дизайнера Любовь Тепцову и ребят из проекта "Культурный вандализм", а теперь пришло время рассказать про Сашу, Андрея и Валю, которые находят, спасают и реставрируют старые двери и окна в городе.
О наследии в трех словах:
Модерн, деревянное зодчество, изразец
Мы не называем себя реставраторами, хотя именно этим и занимаемся сейчас, потому что Саша - средовой дизайнер, Андрей - инженер-программист, а Валя - продюсер фото- и видеосъёмок. У нас троих разные истории о том, как мы пришли к мысли, что надо прекращать смотреть, как мы теряем частички наследия, и пора действовать.
Мы познакомились на ТомСойерФесте в Петербурге и поделились своими болями. Думаю, катализатором возникновения нашего проекта стало единое желание нескольких людей заниматься одним делом. Один в поле иногда, конечно, воин, но когда вас несколько - дело идёт быстрее.
Нам важно сохранить материальное наследие, потому что оно есть здесь и сейчас, его можно увидеть, потрогать, взаимодействовать с ним. Люди приезжают смотреть на Петербург материальный, на его улицы, дома, хотят ощутить себя в атмосфере столицы некогда великой и огромной империи, почувствовать дух города. Без материального все быстро забудется, так уже не раз показала нам история
Наша мастерская - место силы. Мы привыкли к огромному количеству старины на квадратный метр - сейчас в мастерской 170 дверей и неизвестное количество окон, но на новых людей впечатление это оказывает сильное. Когда не заняты работой, рассматриваем детали на дверях, из раза в раз удивляемся тому, как они сделаны. Любим нашу мастерскую, хотелось бы только в размерах подрасти, чтобы было место для других дверей, окон, печей и много чего ещё.
Когда мы полностью переключились на реставрационную деятельность, жизнь перевернулась на 180 градусов. Мы ушли со своих прежних работ, сменили ритм жизни: весь день можем работать, а ночью спасать двери с помоек. Даже круг общения и интересы несколько поменялись. Из ближайших планов: больше изучить столярное дело дореволюционной школы мастеров, наладить связь с жителями города, рассказывать о сокровищах, которые находятся в их квартирах.
Как-то нам скинули фото выкинутых и распиленных дверей на помойке. Приезжаем, смотрим. Распиленные двери необычные: с росписями, с гипсовым декором. Забрали. Выяснили потом, что это с особняка Каншина, который находится близ помойки.
Двери особняка с сохранившимися росписями уничтожили новые арендаторы помещения частной музыкальной школы. Иронично также и то, что позиционируют они себя, как место встречи богемы.
Такого мы не встречали до этого случая и после тоже, что, пожалуй, к лучшему.
Люди в России пока еще не осознают возможность утраты наследия. Ровно так же не осознают и того, что оно у них есть, они могут всю жизнь прожить в историческом доме или квартире, но так и не обратить на это внимание. Это, на наш взгляд, самая важная проблема.
Тем не менее, у нас много подписчиков в инстаграме, нам часто присылают фото дверей, просят помощи. "Мы нашли дверь, что делать?!” - это самый частый вопрос, который нам задают. Мы написали небольшую памятку.
Если вы увидели славные двери или окна и очень хотели бы, чтобы их не выбросили, можно попробовать сделать так:
- Спросить рабочих, если они есть поблизости, куда денут всё добро.
- Если раритет в мусорке, а прямо сейчас его увезут, то попытаться попросить не увозить мусор и оставить наши контакты рабочим непосредственно или записку на двери/окне.
- Если рабочих нет, и двери/окна просто грустят на улице: вооружиться бумагой, ручкой и скотчем. Далее в свободной форме (слёзно или не очень) попросить не выкидывать прекрасные детали интерьера, оставить наши контакты и зафиксировать листочек скотчем.
- Если есть силы и возможности - припрятать в парадной или у себя дома. Такие случаи тоже были, и низкий поклон неравнодушным горожанам!
Не всегда есть возможность даже оставить записку, однако это маленькая, но возможность, продлить жизнь выброшенным дверками и окошкам.
Подготовка текста: Виктор Жигульский, Ольга Пичугина
Фото: Двери с помоек
(c) ПроНаследие, 2019. При копировании материалов просим указывать ссылку на источник.