Найти тему
Мир детских сказок

Читать сказки детям или нет?

Когда дети слышат истории, они обретают смысл в мире и исполняют различные роли. Это одна из причин, по которой девочки растут, желая стать принцессами.

Заголовки газет шокировали. Во-первых, в семи новостях кричали, что сказки в школах "лицом к лицу", а Геральд Солнце говорило на милитаристском языке, трубача, что сказки "под огнем". Боже правый, я думала, мы сошли с ума? Я с любовью размышляла об уроках, которые я извлекла, будучи бедной молодой деревенской девушкой в ожидании принца. Без моего некритического поглощения в сказках, как бы я научилась в полночь улизнуть из запертого дома? Или как бегать в неподходящей обуви? Лучший способ превратить яд в яблоко?

Департамент образования выпустил свою программу "Уважительные отношения" для государственных начальных школ. Несмотря на шоковые заголовки о том, что сказки "запрещены", программа просто помогает научить детей реконструировать эти истории. Другими словами, они учат их читать. Как замечательно сдержанно сказал викторианский премьер Дэниел Эндрюс: "Мы очень рады, что дети читают истории, а затем садятся и говорят о них. Это называется обучение."

https://snitsya-son.ru/uploads/bonica/2019/09/vospityvayut-otlichno.jpg
https://snitsya-son.ru/uploads/bonica/2019/09/vospityvayut-otlichno.jpg

В 70-е годы в детских школах использовалась программа чтения, состоящая из карточек, цветовая гамма которых становилась все более сложной. На фиолетовых открытках были истории, наверное, абзацы огромного шрифта. Золотые карты имели длинные, сложные истории, плотно напечатанные. Крайне важно, что истории были великолепны. Раньше я вспоминала истории на золотых карточках, когда вспоминала о самих карточках. Но, чтобы перейти к следующему цвету, нужно было прочитать рассказ и ответить на понятные вопросы. Понимание. Акт расшифровки истории, раскрытие того, что вы поняли. Этот процесс, допрос истории, вопрос к себе или другому: почему этот персонаж сделал это? Что он имел в виду, когда сказал это? И особенно что ты об этом думаешь? Это кажется справедливым?

Критики программы "Уважительные отношения", похоже, хотят этого в обоих направлениях. С одной стороны, сказочные истории священны, присущи человеческой жизни и, подобно Библии, переданы нам божественными силами, но не оказывают реального влияния на слушателя или читателя. Безобидно, невинно, весело. С другой стороны, если мы изменим их, или просто критикуем, произойдут ужасные вещи. Мальчики будут выращивать грудь, девочки будут носить мечи, общество развалится.

В одном интервью академик Австралийского католического университета Кевин Доннелли сказал: "Это согласованная кампания в детском саду до 12 класса с целью внушить детям идеологизм с помощью предвзятой и идеологической гендерной и сексуальной программы". Что, по-видимому, наводит на мысль о том, что мужчины запирают женщин за то, что они не проявляют покорения. Или о том, что женщин любят, когда они красивы и молчат (в идеале спят), что эти истории не являются согласованными кампаниями по идеологической обработке детей с идеологической позицией.

На самом деле, программа "Уважительные отношения" направлена на то, чтобы дети рассматривали традиционные сказки и брали на себя роль "сказочного детектива", спрашивая, что это за сообщения и что может случиться, например, если "у девочки был меч и мальчик должен был ждать ее, чтобы спасти его". Насколько я могу судить, она не выступает за то, чтобы запирать мальчиков в башнях или заставлять их ждать, пока их спасут. Он просто предлагает опросить текст. Как сказал премьер-министр, "Это называется учить".

В Puss in Boots бездомный, переодевающийся, говорящий кот меняет свою жизнь - и жизнь своего бездомного приятеля-человека - просто рассказывая истории. История есть повсюду, и она влияет на каждый наш выбор: где мы живем, что покупаем, какую работу делаем, в кого влюбляемся.

Когда дети слышат истории, они обретают смысл в мире и исполняют различные роли. Это одна из причин, по которой девочки растут, желая стать принцессами, если они не будут осторожны.

Древнегреческий философ Платон хотел запретить рассказывать истории. Он понимал его силу и опасность. Аристотель, однако, верил, что одним из основных применений истории было придание смысла нашей жизни. Рекламные агентства, корпорации и политики понимают огромную силу истории, понимают, что она не нейтральна. Неврология продемонстрировала влияние истории на эмпатию. Почему? Потому что когда мы читаем, когда мы слушаем историю, мы представляем себя в различных ролях. Если эти роли ограничены, наше воображение ограничено.

Решать, конечно же вам, читать детям сказки или нет, но помните, что всякий раз, когда ваши дети не будут знать ту или иную модель поведения, то вы можете обратиться к сказкам.

Осознаем мы это или нет, слушаем сказку, читаем художественную литературу, смотрим драму - мы представляем себя частью повествования. Это то, что Аристотель называл мимесисом, и это то, на что опираются режиссеры и писатели-фантасты. Наша работа как родителей, как педагогов, как людей, - критиковать истории, которые мы получаем, и помогать следующему поколению делать то же самое.