Раньше я никогда не задумывалась над вопросом, сколько лет должно быть учителю, пока не представился случай. Однажды я опубликовала на сайте статью на педагогическую тематику, вокруг которой завязалась бурная дискуссия. И хоть обсуждение вертелось вокруг других злободневных вопросов, один комментатор решил высказаться насчёт возраста учителей. И тут началось такое!
Каждый горячо отстаивал свою позицию, приводя в пример достойных представителей учительской профессии разных возрастов. Я читала комментарии и погружалась в свои школьные воспоминания. Память у меня хорошая и свою десятилетку я помню до мелочей. Из-за частых переездов мне пришлось ходить в разные школы, так что учителей на своём веку я повидала немало, есть из чего выбрать для анализа.
Три моих любимых учителя
Не думайте, что за всю жизнь у меня было всего три хороших учителя. Они все были замечательные люди и классные наставники, но для себя я выделяю только троих. Они были непохожи на других и этим меня подкупали.
Ирина Викторовна, учитель начальных классов взяла наш класс, когда ей было всего 24. Её возраст был известен каждому ученику, так как, изучая сложение и вычитание столбиком, мы считали, сколько лет каждому из нас будет в 2000 году. Для примера она записывала на доске расчёт своего возраста, а потом спрашивала наши результаты вычислений. Это было интересно и весело, как и все другие затеи, на которые нас организовывала наша первая школьная мама.
Ксения Петровна, математик в среднем звене, попутно завуч и наш классный руководитель. Ей было слегка за 40. О её возрасте мы знали от её дочери, которая училась в другом классе. Казалось бы, в нестабильные девяностые годы всё вокруг должно быть нестабильным, проблемным, нервным. Наш класс подходил под эти параметры, а вот уроки математики Ксении Петровны выбивались из временного стандарта: они были неумолимо стабильны и любимы всеми учениками. Она тоже нас любила, каждого в отдельности и находила для этого время на личные беседы. Все чувствовали себя под её защитой, и никто никогда не прогуливал уроки математики. Она сама решала, как посадить учеников, чтобы процесс обучения был эффективным, и никто не пытался пересесть. Неподготовленные к уроку ученики обязаны были выучить прямо на уроке, таково было её требование. Её решение не подвергалось никакому сомнению, все знали, что это самый лучший вариант.
Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, её возраст 65 лет. О неё возрасте мы догадались, когда она в разговоре обмолвилась, что уже 10 лет получает пенсию. Она носила звание заслуженного учителя РСФСР и полностью ему соответствовала по критериям оценки советских времён. Она была очень артистична, могла бы запросто играть в театре разные роли, и на её уроках мы сидели с открытыми ртами. Я бы дежурно пробежала глазами «Мёртвые души», если бы не услышала в её озвучке забавный фрагмент из книги. Она настолько обожала свой предмет и «заразила» этой любовью нас. Я до сих пор удивляюсь, как она смогла пронести свой восторг сквозь годы и не перегореть.
Что же в них особенного?
Три разных по возрасту учителя были разными и по характеру, и по темпераменту. У каждой из них были свои слабости и недостатки, они были такими же обыкновенными людьми, как мы все. Но было в них и немало общего: они были строги в оценках, требовали полной отдачи и всегда искренне радовались за успехи своих учеников. Они стопроцентно были на своём месте и не только выполняли свой профессиональный долг, а всегда были рядом с нами, вели нас за собой. Они учили нас разбираться не только в тонкостях своих дисциплин, но и умению общаться, непростой науке быть человеком. И для нас не были никакой разницы, сколько нашим наставникам лет.
Так что возраст учителя значения не имеет, и времена никак не могут повлиять на эту жизненную аксиому.