Липкий иррациональный ужас и абсурдистский юмор детских страшилок – от одного к другому постоянно кидает читателя нового поэтического пересказа сказки «Гензель и Гретель» с иллюстрациями Клайва Хикса-Дженкинса.
Автор текста – поэт Саймон Армитидж – от оригинала братьев Гримм оставил только основную линию, существенно изменив детали. Брат с сестрой здесь – это дети бегущие от войны, родители намеренно прогнали их из дома, потому что бегство – это единственный шанс выжить.
Клайв Хикс-Дженкинс – известный художник из Уэльса, скорее, живописец, а не иллюстратор. Хотя он сам предпочитает таких границ не проводить:
“Когда люди спрашивают меня, чем я занимаюсь, я отвечаю, что я художник. Если они хотят, чтобы я определился с тем, какой именно, я объясняю, что моя работа близка к нарративному исследованию. Нарратив, как я это понимаю, – это рассказывание истории. Так что, наверное, можно сказать, что я художник, которому интересен сторителлинг, и это иногда выливается в иллюстрирование книг.
Но когда я только начинал, мой интерес к нарративу выражался исключительно через живопись и графику, которые появлялись на выставках и продавались на аукционах. Все мое внимание было сосредоточено не на книгах, а на мольберте. Я хотел рассказать свою историю...
На меня очень сильно повлиял Пикассо, который, отталкиваясь от глубоко личного источника, создавал универсальное искусство, уходящее далеко за границы частного. Я не хотел ничего выдумывать. Я хотел начать с того, что знал лучше всего – с самого себя”.
Возможно, именно в этом внутреннем источнике и заключается секрет книжки. Художник выкопал откуда-то из глубин своей памяти детский страх темноты, подкроватных монстров, истории, прочитанные на ночь или рассказанные у костра. Ко всему этому примешивается еще и ужас войны. Поэтому и у читателя мурашки бегут по спине – ведь у каждого есть свои детские кошмары, живущие где-то на задворках сознания.
Интересно, как много ассоциаций тянут за собой иллюстрации Дженкинса. Приходят на ум длинные шевелящиеся пальцы вампира из фильма «Носферату. Симфония ужаса», анимация и объекты Яна Шванкмайера, диснеевский мультфильм про Белоснежку, где героиня, спасаясь от мачехи, бежит через чащу и везде ей мерещатся горящие глаза, а «живые» ветки хватают ее за платье и путаются в волосах. Издатели даже сравнивали «Гензель и Гретель» с классическим фильмом Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов»!
Дженкинс, который раньше был хореографом и полжизни проработал в театре, выстраивает историю как спектакль. Вот дух ведьмы вылетает из трубы, а вот лебедь перевозит детей через реку, и все эти сцены движутся, перетекают одна в другую, как меняющиеся театральные декорации.
Одновременно с работой над книгой художник получил заказ от магазина бумажных и теневых театров Benjamin Pollock’s Toyshop. Надо сказать, что Дженкинс до этого работал театральным художником, и это предложение соединило все ниточки вместе. Ведь, создавая иллюстрации к сказке, он, конечно же, вдохновлялся вырезанными из бумаги многослойными домашними театрами, которые вошли в моду в викторианской Англии и в которые с удовольствием и он сам играл в детстве. Именно из этих фигурок и происходит динамика персонажей. Дженкинс как бы складывает их из разных кусочков: отдельно руки, отдельно голова и кажется, что все части тела движутся как на шарнирах. Бросается в глаза и разница переднего и заднего планов. В том же развороте с лебедем, река выглядит как полотно, которое туда-сюда двигают работники театра.
Смотрите также: Тревожащий и гротескный мир Стивена Гаммеля
Здесь можно посмотреть видео с фрагментами книги и спектакля, там также есть несколько кадров работы художника над книгой.
Настя Макарова
_________________________________
Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)
Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.